Папки-передвижки

«Что мы Родиной зовем». Внеурочное занятие для обучающихся 2 классов

Ольга Ширяева
«Что мы Родиной зовем». Внеурочное занятие для обучающихся 2 классов
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия:

Учитель: Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Учитель: Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, где живут родители и друзья, где находится родной дом. Это место называется «малая родина». А как называется наша «малая родина»?

Правильно ребята, наша малая родина – это село Красноборск.

Просмотр видеоролика «Красноборье - сторонка родная» (https://yandex.ru/video/preview/9051067193091525950)

Учитель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие по нашей «малой Родине». (Показ презентации)

Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).

Учитель: Посмотрите – это герб Красноборска. Что изображено на нём?

Красноборск — старинное село на берегу Северной Двины в 55 км от города Котласа. Название села происходит от когда-то находившегося на этом месте Красного Бора, поэтому на старинном гербе Красноборска изображены щит на белом поле, на щите — две сосны.

Описание и история герба

Герб Красноборска был утверждён 2 октября 1780 года императрицей Екатериной II .

Описание герба Красноборска гласило:

"Две красного цвета сосны, в серебряном поле. В верхней части щита — Герб Вологды (ранее Красноборск относился к Вологодской губернии) : «В красном поле щита видна выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечем».

Герб Красноборского района (2011 год)

В мае 2011 года решением Собрания депутатов муниципального образования «Красноборский район» был утверждён герб Красноборского района, созданный на основе исторического герба Красноборска 1780 года. Герб района имеет следующее описание: «В рассечённом червлёном и серебряном поле на узкой оконечности — две сосны, всё переменных цветов».

Из истории села

Красноборск - село старинное

Село Красноборск расположено на левом высоком берегу реки Северной Двины. Село и его окрестности имеют интересное историческое прошлое. Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века.

«В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку, с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги».

Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Селение стало называлось слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утверждён герб города.

П. И. Челищев, побывавший в Красноборске в 1791 году, называет 7 домов купеческих и 70 мещанских. В 1850 году купеческих семей третьей гильдии было семь: Семена Шестакова, Якова Суханова, Ивана Климова, Афанасия Тулубенского, Ивана Гусельникова, Ивана Степанова, Андрея Селиверстова.

На протяжении ХIХ века встречаются семьи с одними и теми же фамилиями: Поповы, Шестаковы, Сухановы, Пермогоровы, Жуковы, Пановы, Малковы и другие.

К концу ХIХ века исчез старинный красноборский род Гусельниковых.

Многие из этих фамилий встречаются в Красноборске и сейчас.

Красноборск в 1900-е годы

В 1900 году жители Красноборска посадили на кромке берега от речки Нечмеж до Никольского переулка (ныне улица Свердлова) берёзовую аллею в 8 рядов. Чтобы защитить берег от размывания паводковой водой, поставили на кромке берега двухъярусный бревенчатый тын. В начале XX века город занимал небольшую территорию, в нем было всего 4 улицы: Набережная, Спасская (ныне Гагарина, Красная, Дворянская и 2 переулка: Троицкий и Никольский.

Высшей властью в городе с 1884 года была городская дума. Был в городе полицейский участок, пожарное депо, почтовое отделение с единственным телефоном в городе, установленным в 1907 году.

Освещение города было керосиновое. Ламповщик каждый вечер ходил по городу с лесенкой, заправлял лампы керосином и зажигал их, а утром гасил свет.

В Красноборске была земская лечебница на 15 коек. Здесь работали один врач и два фельдшера.

К началу XX века в Красноборске имелась земская бесплатная народная библиотека-читальня. При открытии библиотеки в ней имелось 173 книги.

В Красноборске не было общественной бани, столовой, парикмахерской, предприятия по бытовому обслуживанию. Промышленных предприятий также не было, за исключением кирпичного завода, принадлежащего городской управе. Основным занятием жителей города была торговля и доставка сплавом товаров в Архангельск.

3 декабря 1923 года на основании постановления Президиума ВЦИК город Красноборск переименован в село, с 1924 года село стало районным центром.

Важные даты истории села

15 июля 1847 года создано Красноборское приходское училище; количество учащихся - 17 мальчиков. Срок обучения - 2 года. Учебные дисциплины: закон Божий, чтение, чистописание, арифметика.

В 1890 году открыто Красноборское женское приходское училище.

18 апреля 1899 года в Красноборске открылось городское двухклассное училище. Количество учащихся - 82 мальчика. Срок обучения - 3 года. Учебные дисциплины: закон Божий, чистописание, русский язык, арифметика, церковно-славянский язык, геометрия, естествознание, физика, история, география, черчение, рисование, иностранный язык.

В 1911 году в Красноборске была открыта низшая ремесленная школа в частном доме. В 1912 году Красноборское городское четырёхклассное училище преобразовано в Высшее начальное училище.

В 1918 году была создана Красноборская советская трудовая школа II ступени. Срок обучения - 4 года.

Впервые фраза «Говорит местный радиоузел» прозвучала в нашем районе 1 мая 1944 года.

Первые автобусы появились в районе в декабре 1958 года.

Первый номер районной газеты «Сталинец» (ныне «Знамя») вышел 7 марта 1935 года тиражом в 1000 экземпляров.

Они прославили село

Самсон Ксенофонтович Суханов - выдающийся каменных дел мастер. Самсон Суханов (1768-1840-е гг.) родился в деревне Завотежица, выполнял в камне сооружения и скульптуры в Петербурге по проектам и моделям выдающихся архитекторов и скульпторов. Важнейшие из них: Стрелка Васильевского острова, здание Фондовой биржи, в том числе скульптурные группы на её фронтонах, каменные работы, колонны и скульптуры Горного института, скульптуры на башне Адмиралтейства, колонны Исаакиевского и Казанского соборов и многое другое. На родине о мастере напоминает Евдско-Вознесенская каменная церковь (1829 г., возведённая на его средства. В деревне Завотежица, в честь 240-летия со дня рождения Самсона Суханова, поставлен памятный знак.

Александр Алексеевич Борисов (1866-1934 гг.) - выдающийся русский художник-пейзажист, ученик мастеров пейзажа И. И. Шишкина и А. И. Куинджи. Он известен как основоположник художественного освоения Арктики и мастер северодвинских зимних пейзажей. Творчество А. А. Борисова в начале ХХ века было широко представлено в России, странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. Художественные произведения А. А. Борисова находятся более чем в 30 центральных и региональных музеях России и стран СНГ, а также в зарубежных музеях и частных собраниях. Коллекция картин А. А. Борисова имеется и в Красноборске.

Достопримечательности Красноборского района

На территории района располагаются древнейшие памятники деревянного зодчества.

Пермогорье — центр не только самой солнечной росписи. Здесь находится несравненная по красоте трехглавая деревянная Георгиевская церковь 1665 года постройки, не раз воспетая художниками-путешественниками. На десятки километров в округе виден храм-богатырь, храм-башня — шатровая церковь Дмитрия Солунского 1785 года постройки в Верхней Уфтюге, поражающая своей мощью и красотой, уникальнейшая на Русском Севере.

Самая ранняя из сохранившихся деревянных церквей — Никольская (1642 г.) находится в изумительном по красоте месте — Шеломя. С этим местом связана и легенда о покорителе Сибири — Ермаке.

Солониха

Санаторий «Солониха» находится вдали от крупных городов и промышленных центров, в долине притока Северной Двины, речки Евда, среди векового хвойного бора.

История Солонихи уходит корнями в старину и упоминается с 1626 года. Три деревни – Лукинская, Игнатовская и Пенье – были известны в округе солёным источником, известным еще со времен Ивана Грозного. Местные жители издавна знали о целебных свойствах источника: кто руки лечил, кто ноги, кто поясницу, бросая в кадушки с водой раскаленные камни. Кроме того, источник долго крутил жернова водяной мельницы.

А еще легенды говорят о том, что в свое время купцы Строгановы вываривали здесь соль, получив местные земли от Ивана Грозного для снабжения солью всего государства. Источник дает более 5 млн литров в сутки. Его диаметр – 12 метров, глубина – 4 метра. В любое время года, даже в самые сильные морозы вода в источнике не замерзает и имеет постоянную температуру + 4 – +5°С.

Уфтюга

Недалеко от Красноборска находится удивительное село Верхняя Уфтюга.

Только там находится шатровый храм-богатырь Дмитрия Солунского, построенный в 1785 году «без единого гвоздя». Высота храма с крестом 43 метра, что на 6 метров выше знаменитого Преображенского собора в Кижах. В настоящее время это самый высокий храм на Русском Севере.

Шеломя

В 12 км от Красноборска располагается Шеломя – одно из самых живописных мест Красноборского района. В долине, где течёт студёная речка Евда, окружённой угорами и увалами, поросшими лесами, стоят два Никольских храма: деревянный, 1642 года постройки, и кирпичный, возведённый 200 лет спустя.

Это историческое место заманивает своей загадочностью и таинственностью. С Шеломя связана легенда о покорителе Сибири Ермаке. Говаривают, что родился Ермак в Архангельской области, точнее в Заостровье. В Шоломе он стоял станом два года – готовился к походу. На реке Уфтюге строил суда и там обучал своих дружинников проходить мели и перекаты. В Цивозере срубил колокольню и плавил руду – там до сих пор находят куски шлака.

Лагерь будущей экспедиции был разбит на самом высоком месте Красноборского района – Ермаковой горе, откуда хорошо просматривались окрестные реки, ведь Ермак был все еще вне закона и боялся царского войска. На гору вела Ермакова лестница. Эта лестница реально существует, и в 50-е года ХХ века она была найдена, откопана и расчищена. Сейчас она вновь заросла.

Красноборские традиционные росписи

Хохломское золото, голубая гжель, жостовские букеты, мезенские лошадки и сказочные сюжеты палеха — это первое, что приходит на ум, когда говоришь о русских народных промыслах. Но наша страна слишком большая, а народности и их традиции очень разные, чтобы ограничиться столь узким набором.

В одной только Архангельской области существует 10 разных школ росписи. Но много ли людей смогут назвать хотя бы одну? Возможно, всё это местечковые ремёсла, и мастера живут в одной единственной деревне, зато они по-настоящему самобытные и раскрывают душу и характер небольших русских поселений. В Красноборском районе находятся сразу три школы росписи: пермогорская, уфтюжская и ракульская.

Корни этих росписей принято вести из книжной миниатюры и иконописи. Композиционная структура росписей в чём-то очень похожа между собой — длинная извилистая ветвь с листьями и более сложными элементами, характерными уже для разных школ. Этот сюжет в северных росписях называется Мировое дерево. Древний вариант идеального мироустройства, что простирается от земли до неба, поэтому такое дерево всегда заканчивается крупным элементом, типа цветка колокольчика или тюльпана, который символизирует Бога-творца. Крупный, но изящный орнамент, а цветовая гамма уже зависит от школы росписи.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Проводится конкурс «Родня».

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра «Составь пословицу»)

Родина – мать, Родине служить.

Жить- умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?

- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

Инструкция: выберите один или несколько ответов.

1. Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф. И. О., род деятельности, место жительства?

o Знаю все о своих родителях

o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

o Затрудняюсь ответить

o Владею информацией частично

2. Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы знаменитых земляков?

o Не знаю

o Знаю (укажите)___

4. Знаете ли Вы историю своего края (области?

o Особенности речи

o Традиции праздников

o Особенности местного костюма

o Легенды, сказки, предания

o Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Публикации по теме:

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Внеурочное мероприятие для учащихся 5 классов «Ох, уж этот волшебный карвинг» Ход мероприятия: 1. Ведущий:бегут минуты, вышел срок. Зовём друзей на огонёк. 2Ведущий:Вас ждёт волшебная страна. Зовётся Карвингом она.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Что мы Родиной зовем». Внеурочное занятие для обучающихся 2 классов
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 17:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что мы Родиной зовем». Внеурочное занятие для обучающихся 2 классов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ширяева (УИ 2087572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД