Галина Кудряшова
Конспект внеурочного занятия «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеурочного занятия
Цель:
Ознакомить обучающихся с подвигами пионеров -героев, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• воспитывать патриотические чувства: уважение к памятным местам, чувство гордости за свой народ, свою Родины;
•развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
•воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
Публикация «Конспект внеурочного занятия „Дети войны“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.
• Словарная работа : пионеры- герои, пионерский галстук, герой.
Планируемые результаты: учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли пионерах –героях во время Великой Отечественной войны.
Подготовка к мероприятию
Книжная выставка «Пионеры-герои»
Детям заранее, за несколько дней даются индивидуальные задания – узнать о пионерах-героях (дети сами находят имена героев).
Вместе с детьми выбираем несколько героев, о которых нужно подготовить рассказы.
Индивидуальная помощь детям в подборе и подготовке материала.
*Конкурс рисунков «Они защищали Родину»
*Викторина о Великой Отечественной войне. (Приложение №1).
Оборудование:
видеопроектор; презентация «Пионеры -герои», фломастеры, плакат с кроссвордом/
Ход занятия.
I. Организационный момент. Здравствуйте, коллеги. Я рада видеть вас на нашем занятии.
Г. И. Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.
Слышишь песенку ручья? Слайд
Дети хором : Это Родина моя!
Г. И. : Слышишь голос соловья? Слайд
Дети : Это Родина моя!
Г. И. : Школа, где твои друзья,Слайд
Дети : Это Родина моя!
Г. И. : Руки матери твоей, Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина - это тоже Родина. Слайд
Родина… Какое чудесное слово! Любовь к своей Родине испытывают все люди независимо от того, в какой стране они живут. А в какой стране живём мы? (Мы живем в России.) Когда Родина в опасности на её защиту поднимаются все люди.
Определение темы занятия.
Г. И. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему сегодняшнего занятия. ПЛАКАТ
1. Одна у человека родная мать – одна у него и (Родина. ”) 2. Так мы зовём нашу страну потому, что «в ней жили испокон веков отцы и деды наши». (Отечество) 3. Так мы зовём Родину, потому, что «она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и защищает и бережёт нас от всяких врагов» .(Мать) 4. Страна, в которой мы живем. (Россия) 5. Столица нашей страны (Москва) 6. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (Патриот) 7. Человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Герой) 8. Страна, в которой ты родился (Отчизна) 9. Синоним уточнить к слову молодой. (Юный)
Назовите тему занятия. (Дети войны) Мы собрались с вами, чтобы почтить память юных героев. Вам, бесстрашные, вам, бессмертные. Вам, юные пионеры-герои, посвящается наше мероприятие памяти.
III. Содержание занятия.
Вспомним день 22 июня 1941года. Слайд
Ученик : Все на рассвете мирно спали.
Ночь таяла как - будто тень.
А жители Земли еще не знали
Какой рождался страшный день.
22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровопролитная из всех войн.
А что вы, ребята, знаете об этой войне? Какие знания у вас уже есть? (высказывания детей)
1 ученик: Мужчины ушли на фронт а женщины и старики рыли окопы.
2 ученик : В суровые дни войны особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от страха, от бомбежек.
3 ученик: Школьники собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Г. И Скажите, куда вы получили эти знания?
Ответы детей : Ученик : мне родители рассказывали.
Ученик ; Я фильмы о войне смотрел.
Ученик : Вы нам книги читали и фильм показывали.
Ученик : У нас линейка была в прошлом году и мы стихи учили и песню о героях пели.
Г И. Да, ребята вы уже многое знаете о страшных событиях В О В. Дети и война, что страшнее можно представить? ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ Стать МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки и девчонки были пионерами. Вы знаете кого так называли? (ответы детей) Слово пионер означает «Первый» Человек, который положил начало чему- нибудь новому в области науки, культуры. Пионер космоса – Юрий Гагарин. В России были детские пионерскиеотряды, члены которых стремились во всем быть первыми, пионеры участвовали в субботниках помогали в борьбе с детской беспризорностью, боролись с неграмотностью. В пионеры принимали детей кому исполнилось 9–10 лет
Перед тем, как вступить в пионерскую организацию каждый школьник учил законы пионеров Советского Союза, давал торжественное обещание, и хорошими поступками доказывал свое желание быть пионером.
Пионеры с гордостью носили на груди красный галстук (ПОКАЗАТЬ галстук)–. Пионер – это честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду, и готов защищать свою Родину
Во время войны пионеры совершили много героических подвигов.
Как вы думаете, что такое подвиг? (ответы детей)
Г. И. Подвиг – это смелый и отважный поступок. Как называют человека, который совершил подвиг? (герой)
За героические поступки им маленьким героям большой войны присвоили звание «Пионеры герои.» Их очень много - Леня Голиков
- Марат Казей
- Витя Коробков
- Валя Котик
- Зина Портнова
- Толя Шумов
- Боря Цариков
- Люся Герасименко
- Володя Щербацевич
- Вася Коробко
- Шура Кобер
- Витя Хоменко
- Вася Шишковский
- Володя Дубинин и многие многие другие,но сегодня мы вспомним о тех, кто жил на Сталинградской земле, о наших земляках.
Слайд : пионеры - герои
ВАНЯ ЦЫГАНКОВ, МИША ШЕСТЕРЕНКО, ЕГОР ПОКРОВСКИЙ
Эти ребята—пионеры которые во время Сталинградской битвы вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точках. Они помогли освободить группу советских военнопленных. Дорогу, где продвигались фашистские автоколонны, устлали дощечками с гвоздями. ПОКАЗАТЬ Более 50 таких дощечек разместили на расстоянии 50 м одна от другой и присыпали их дорожной пылью. Таким образом, движение останавливалось. Враги долго искали и затем, вышли на ребят. Замученные, они погибли, не склонив головы. Старшему из них было 15 лет.
САША ФИЛИППОВ. О его подвиге расскажет …
Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Саша добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.
Переходишь к выставке книг, берёшь её и показываешь детям.
В книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон» рассказывается о подвигах мальчишек. Их было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, всего 9 лет. Мальчики в тайне от взрослых нашли боеприпасы, и спрятали за речкой, чтобы передать их красноармейцам. Они ухаживали за советским офицером, бежавшем из Калачевского лагеря для военнопленных. Добытые у фашистов продукты переправляли офицеру. В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропало и оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действует партизанский отряд. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являются партизанами. Мальчишек схватили. Арестованных мальчишек побросали в машину, они были избиты, разуты, раздеты, все в крови. Худенькие ребята могли бы сбежать из машины через окно, но, подумав о том, что за это немцы сожгут весь хутор, они приняли решение остаться. 7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал на площадь хутора всех ее жителей. Измученных после пыток детей вывели связанными по пять человек к силосной яме, где и расстреляли 10 юных героев, 10 мальчишек Аксен Тимонин 14 лет Тимофей Тимонин 12 лет Василий Егоров 13 лет Николай Егоров 12 лет Семен Манжин 9 лет Костя Головлев 13 лет Никифор Назаркин 12 лет Емельян Сафонов 12 лет Василий Горин 13 лет Иван Махин 11 лет
Один из очевидцев, житель хутора Михаил Дмитриевия. Попов, посвятил памяти замученных пионеров такие стихи. ….
Ученик :Слушайте, люди, печальный рассказ.
Были фашисты когда-то у нас.
Грабили жителей, мучили, били.
В наших домах кровопийцы те жили.
Там, где в колхозе силосная яма,
днём разыгралась кровавая драма.
Драма кровавая, жуткая драма:
Десять мальчишек ФАШИСТЫ убили.
Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.
Руки пред казнью связали, пули фашистов сердца
ИХ пронизали. Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам ТОЙ СТРАШНОЙ драмы.
Г. И В память о подвиге юных героев, в хуторе Вербовка, Калачевского района, где происходили эти страшные события, сразу после войны жители создали два мемориала: на месте расстрела ребят из «Босоного гарнизона» и на месте их захоронения.
Детский оздоровительный лагерь так же носит имя Босоногий гарнизон.
О подвиге Лени Голикова расскажет ….
Он собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Бесстрашное имя – награда герою, он нашим ровесником был.
Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.
Г. И. Тихо, ребята! Минутой молчанья память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они тоже солнце встречали
Сверстники ваши почти.
На минуту, встаньте, пожалуйста,
В память о всех не пришедших с войны
Звучит метроном и на слайдах появляются фото героев.
входят обучающиеся, которые несут портреты пионеров-героев горят свечи. Портреты ставят к выставке
Наше занятие подошло к завершению. Кого мы сегодня вспоминали?
Портреты ставят к выставке
Педагог (У выставки книг).
Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, что вы узнали новое для себя? (ответы детей)
-Почему этих ребят называют пионерами –героями.
-О ком вам захотелось прочитать, узнать больше о подвиге?
-О ком вам хочется рассказать своим родителям, друзьям?
Вывод: Читайте книги, изучайте историю, помните о мужестве нашего народа.
Я благодарю Серггея Петровича за помощь, …. за Рассказы о подвигах Саши Филиппова и Лени Голикова, …. За выразительное чтение стихов. И всех вас за ответы а мои вопросы. Занятие окончено. Пусть подойдут к выставке книг и возьмут их в руки
“Песня о пионерах- героях”.
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.