Тамара Юдина
Внеклассное занятие с учащимися школы-интерната «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мы - друзья природы.
Цель: формировать экологическую культуру, включающую в себя эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам ее охраны; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Оборудование:
1. Знаки поведения в лесу.
2. Рисунки насекомых.
3. Иллюстрации к сказке О. Солоновой «Приключение кота Леопольда
и его друзей в лесу».
i
i Ход занятия :
Этический заряд.
Публикация «Внеклассное занятие с учащимися школы-интерната „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Солнце встало из-за леса,
Предвещает день чудесный
И дает такой наказ:
«Улыбайтесь каждый раз,
Каждый день и каждый час»
Улыбнитесь же сейчас! Скажу по секрету друзья! Без улыбки жить нельзя!
В-ль: Ребята, вы любите гулять в лесу, парке, на лугу? Где нравится больше
всего гулять? Почему? Что такое природа?
Дети: Лес, поле, река и т. д.
В-ль: Да, это реки, моря, озера, леса, поля, солнце и небо, почта и воздух, все
живое. И человек – тоже часть природы.
В-ль: Для чего же человеку нужна природа?
Дети: Она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.
В-ль: Природа дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет.
В-ль: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
2. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый и все ж.
Без него мы жить не можем.
В-ль: А без воздуха можем мы прожить?
З. Меня пьют,
Меня льют,
Все нужна я
Кто такая?
\ В-ль: А без воды можно жить?
\ Дети: Нет. Вода нужна всем живым существам.
В-ль: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчелы, рыбы и все это -природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. Поэтому ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
Ребята, тема нашего занятия «Мы - друзья природы»
В-ль: Природа дает человеку радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт Орлов.
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде Все - по справедливости
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе!
В-ль: Чему же учит нас природа?
Дети: Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы обучают нас труду.
Снег учит чистоте.
Солнце доброте.
Деревья учат дружбе.
В-ль: А сама природа нуждается в нашей помощи? Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим. Как Егор в сценке «Дикарь в лесу».
Ребята! Давайте научим Егора правилам поведения в лесу. (Ребята по очереди называют эти правила и объясняют их).
Игра: «Экологический светофор» см. приложение.
В-ль: Какую роль в жизни природы играют муравейники?
Дети: Муравьи снимают с деревьев вредных насекомых.
В-ль: Как нужно охранять и беречь муравьев?
Дети: Самим не разорять муравейники и другим не давать.
В-ль: Показываю детям божью коровку.
Вам знакомо это насекомое? Кто держал её в руках? Какого ещё цвета
бывают божьи коровки? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка
Игра «Экологический светофор»
Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе - зелёный. Жёлтый цвет - ситуация выбора.
1. Валера встал утром поздно, кое - как, чтобы не опоздать в школу, побросал
книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по
асфальтной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить
путь и побежал через сад. А за школьным забором была вскопана широкая
полоса и, Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда
он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
2. Ребята в лесу нашли птичье гнездо с яичками: «Вот здорово! Возьмём эти
яички с собой домой, у них вылупятся птенчики и будут жить у нас дома. Мы будем заботиться о птенцах» - решили ребята и взяли гнездо с собой.
Правильно ли они поступили?
- (Нет. Птенцы погибнут, им нужно материнское тепло).
3. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша
вышел в коридор. Во время урока было тихо. Алёша быстро добежал до
библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось,
что кто-то не закрыл кран и, вода текла в умывальник.
Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получалось - кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
4. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышку,
поставили и забыли про них.
- Что случилось с червями? И как бы вы поступили? (Без воздуха и влаги черви
погибнут, их надо выпустить, они очень полезны. Черви рыхлят землю, чтобы
корням растений проходила влага и воздух)
5. Борис с Алёшей решили посмотреть как муравьи откладывают яйца в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи
засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место.
- Что бы вы сказали этим мальчикам?
- Какую роль в жизни природы играют муравейники?
Дети: Муравьи снимают с деревьев вредных гусениц. (Дошк. на прогулке. Стр. 72)
Фрагмент из текста А. Плешакова «Знать и беречь».
Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие,
блестящие. Но оказывается их ещё и за то можно любить, что они верные друзья.
Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползё т по ладони и приговариваем:
«Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба» Но, конечно, понимаем, что
хлеба коровки не могут принести. А, оказывается, могут. Не в прямом, конечно смысле — взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают сохранять нам урожай на полях, в садах, огородах.
Но, чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним
бережно, тем более приносят они не только хлеб, но и как утверждают старинные
книги, счастье.