Лидия Г
Внеклассное занятие «Мат — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГБОУ «Мосоловская школа интернат»
Внеклассное занятие:
«Мат - что это?»
Воспитатель:
Григорьева Л. М.
Мосолово 2024г
Цель: Предупредить употребление в речи детей бранных слов, ругательств, мата. Научить учащихся разговаривать, не употребляя нецензурную речь. Научить воспитанников к культуре общения между собой и уважать своих одноклассников, взрослых. Научить детей контролировать свои эмоции.
Задачи:
Основные:
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
1. Познакомить с понятием «мат», дать рекомендации по их избавлению
2. Развивать в детях личностные положительные качества.
3. Научить детей: анализировать, делать выводы, на примере других людей
Второстепенные:
4. Познакомить детей с русским фольклором (пословицы).
5. Корректировать речь, правильно читать и понимать смысл пословиц
6. Воспитание негативного отношения к скверным словам
7. Воспитание уважение к родному языку, как неотъемленной составляющей патриотизма
8. Работа в группе (развитие навыков коллективного общения)
Актуальность выбранной темы:
Необходимость повышения уровня культуры русской разговорной речи (особенно у детей и подростков).
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, карандаши, бумага
Форма занятия: познавательная беседа с показом презентации
Продолжительность занятия: 40 минут
Структура занятия:
1. Организационный
1.1 Приветствие, разминка.
2. Вводная часть
3. Основная часть
4. Вывод, рефлексия
Ход занятия:
1. Организационный:
Воспитатель:
1.1 Здравствуйте, ребята! Перед вами лежат части одного стиха. Как вы уже заметили, они разных цветов: голубой, синий, красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный. Вы должны правильно сложить все части и получить одно стихотворение. Но прежде чем его собрать, вы должны вспомнить алфавит, потому что с какой начинается буквы цвет - подскажет вам порядок правильности стиха Например, А,Б,В, Г - голубой, значит он первый, второй Д,Е,Ё, Ж -жёлтый и тд.
Дети берут цветные фрагменты и составляют стих:
Воспитатель:
Правильность составления давайте посмотрим на слайде (слайд1):
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный!
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великия язык!
2. Водная часть:
Воспитатель:
Как видите, ребята, вы справились с заданием. О чём это стихотворение?
Ответ детей:
Воспитатель:
Правильно, о красоте нашего языка. Но, к сожалению, ему угрожает очень серьёзная опасность. Его красоту постоянно очерняют, оскверняют сами люди, т. е очень часто мы с вами это видим и слышим. Поэтому наше с вами сегодня занятие будет (слайд № 2) «Мат - что это?»
3. Основная часть :
Воспитатель:
А помогут нам наши герои, это внук Петя и его Дедушка (слайд №3). Итак? как обычно бывает как-то раз приходит наш Петя грустный, может, даже немного злой, раздражённый домой. Его встречает дедушка (слайд 4) :
Внук Петя:
Я, дедушка, за поведение «2» получил.
Дедушка:
Ты что, внучок, подрался?
Внук Петя:
Нет, дедушка, матерился, а училка проходила мимо и всё это услышала.
Дедушка:
Что же ты наделал! Ведь мат - это сквернословие. Расскажу я тебе одну сказку на новый лад, чтоб тебе понятнее было.
Воспитатель:
Дед начал свой рассказ :
(слайд 5)
Дедушка:
В одном городе жил - был хороший человек. И всё у него было: и семья, и дом, и здоровье, и друзья, и работа, и достаток. И вот однажды (слайд 6, идя на работу повстречал он красавицу. Но не знал человек, что это не красавица, а нечисть, которая превращалась в человека. Она искала и заговаривала с теми у кого всё было хорошо, потому что питалась всем хорошим. Ну, так вот, научила она человека словам недобрым - мату, а ему сказала, что это «добрые» слова.
Воспитатель:
Ребята, дальше хотите слушать продолжение сказки, которую рассказывает дедушка своему внуку.
Ответ детей:
Воспитатель:
Хорошо, слушайте дальше.
(слайд 7)
Дедушка:
Полетела от нечисти к человеку скверна всякая.
(слайд 8) Сказала нечисть хорошему человеку: «Теперь, ты знаешь слова громкие и чем чаще и везде ты будешь их говорить, тем всё у тебя будет ещё лучше.» А про себя подумала: «Ха-ха! Теперь ты полностью мой, ничтожный человечишка! И чем чаще и больше ты будешь говорить мои «добрые» слова, т. е материться, тем моей скверны у тебя будет больше, а я сильнее. И ты скоро станешь моим рабом навеки! И всё и всех твоих у тебя я заберу».
(слайд 9) Пришёл человек на свою работу. Начал он материться, и полетела от него вся скверна. Не понравилось это начальнику и уволил он человека с работы. И не стало у человека ни работы, ни достатка, ни здоровья.
(слайд 10) Пришёл человек домой. Опять начал материться в присутствие своей семьи. Сделали ему его близкие замечание, но не замолчал он, а наоборот ещё громче и сильнее стал человек говорить слова матерные, нехорошие. И опять полетела скверна всякая на жену и детей его. Не понравилось это его семье. Собрали они вещи и ушли. И не стало семьи у человека.
(слайд 11) Пришёл человек к друзьям своим. И начал также говорить слова эти недобрые. И на друзей его полетела скверна. Не понравились и друзьям такие слова, и они отвернулись от него. Остался человек со всем один и без ничего.
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, что было дальше?
Ответ детей:
Воспитатель :
Ну, ребята, давайте, прежде чем слушать продолжение сказки дальше, немного сделаем физминутку :
Дети делают физминутку:
(слайд12) Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись -ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом ещё другой!
Закричали все «Ура»
А теперь и сесть пора!
Воспитатель:
Ребята, молодцы, немного отдохнули, а теперь дальше слушаем дедушку.
Дедушка:
(слайд 13) И не стало у человека ни работы, ни семьи, ни друзей, ни дома (продал он его, ведь работы нет, ни достатка. Ведь, чем больше человек матерился тем больше летало вокруг него всякой скверны. Тем больше пожирала его нечисть и тем больше он становился рабом этой нечисти. Сидит человек совсем уже пригорюнился и вдруг к нему подошла добрая старушка. Выслушала она его, отругала: «Зачем слушал сладкие речи, ведь всё у тебя было, просто ты не ценил того, что имел, большего захотел, вот и поплатился. Вижу, что совсем ты опечалился, так и быть, помогу я тебе».
(слайд14) И подарила старушка метлу. Как начала она вокруг человека мести и гнать всю скверну от него. Долго метла отметала, пока всё у человека не вымела.
(слайд 15) И помогла добрая старушка человеку. Перестал он матерится, т. е сквернословить, и отлетела от него скверна всякая, и снова стал он добрым человеком, и к нему всё и все вернулось: и работа, и семья, и дом, и друзья, и достаток. А нечисть от злости, что не смогла поработить человека, лопнула. Тут и сказочки конец.
Воспитатель:
Так закончил свою сказку дедушка.
Дедушка:
И ты внучок, видишь сам, от того что ты заматерился- тебе какую оценку поставили? То-то и оно, в следующий раз,родителей в школу вызовут, а они тебя потом отругают и в наказание телефон заберут, а дальше - больше. Так что гони «метлой» всю скверну из себя. Пока нечисть у тебя всё и всех не забрала и не сделала рабом своим.
Воспитатель:
А Петя задумался над словами дедушки:
Внук Петя:
«Прав дедушка, больше я не буду так материться, хочу чтоб у меня всё было хорошо и я не хочу быть ничьим рабом.
Дедушка:
(слайд 16) Ребятки, так скажите мне, что же такое мат? Чем он опасен?
И как можно не сквернословить? Если затрудняетесь ответить, то мой внучок вам поможет.
Воспитатель:
Ребята, вы прослушали сказку, которую нам рассказал дедушка, а теперь кто сможет ответить на дедушкины вопросы?
Ответ детей:
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим, что нам скажет Петя.
Внук Петя:
(Слайд 17) Мат - неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Сквернословие - мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, нечистота, грязь, гниль, мертвечина, смрад - это все определения из толкового словаря Даля.
(слайд 18) Учёные и медики доказали, что в сквернословии есть вред:
- Способствует снижению интеллекта
- Приводит к раннему старению и преждевременной смерти
- Любой мат меняет вашу жизнь в худшую сторону
- Может вызвать такие заболевания как рак
(Слайд 19) Ты должен сам решить и захотеть: Будешь ли ты приматом или хорошим человеком. «Ведь кто ругается матом - будет приматом» Выбор за тобой! Я уже выбрал, а ты?
Воспитатель:
Ребята, вам Петя задал вопрос, кем вы хотите быть хорошими людьми или как на картинке - приматом?
Ответ детей:
Воспитатель:
Я вижу, что все ответили - хотят быть хорошими людьми. Давайте посмотрим, что нам ответит Петя.
Внук Петя:
(слайд 20) Если ты уже определился быть хорошим человеком, то я тебе скажу, как избегать сквернословия - мата: можно почитать книгу, заняться спортом, погулять с друзьями, заняться своим любым делом, т. е хобби. Это может быть сходить на рыбалку, заняться рукоделием, поиграть на своих инструментах, или просто спеть нормальные песни.
Воспитатель:
Спасибо, большое тебе Петя за хорошие и полезные советы. А теперь послушаем, что нам скажет Дедушка.
Дедушка:
(слайд 21) Ребятки, а какие вы знаете пословицы о мате? Давайте с вами их прочитаем.
(слайд 22)
Дети читают вслух пословицы о мате:
1. С матом дружен - никому не нужен.
2. Сквернословить позабудешь - умён, любим и нужен будешь!
3. Хочешь поругаться - начни улыбаться.
4. С матерком, что ветерком - от здоровья ты бегом!
5. От мата вянут уши и коробит душу!
6. Без мата - жизнь богата!
7. Мат, сквернословие, ругань - отбросьте в дальний угол!
8. Если матом ругаешься - в глазах людей ты опускаешься.
Воспитатель:
Спасибо тебе, дедушка, за прекрасные пословицы о мате, но я смотрю и твой внук Петя, тоже знает пословицы, но уже современные. Ребята, давайте и эти пословицы вместе с Петей прочитаем.
Внук Петя :
(слайд 23)
1. Шах и мат! - Долой тебя, мат!
2. Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом!
3. Мат - не наш формат!
4. Чтобы в жизни состояться - матом лучше не ругаться
5. Наше условие - долой сквернословие!
6. Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
7. В классе мы найдём управу на словесную отраву
8. Наши слова - наше лицо
Воспитатель:
Ребята, теперь и вы знаете пословицы о мате, и посмотрите, смысл в старинных пословицах и в современных похожий. Ну, я смотрю, ещё Дедушка, что-то хочет нам сказать, давайте его послушаем.
Дедушка:
(слайд 24) А вы знаете, ребятки, что с 1 июня 2014 года, вступил в силу закон о мате, который закрепил публичное употребление нецензурной лексики (мата) везде: нарушители будут штрафоваться от 500р - 2000р. или арест на 15 суток, а если мат обращён к конкретному человеку - это классифицируется, как оскорбление и за это штраф 50.000р или арест до года. Так что, ребятки, не материтесь!
4. Вывод, рефлексия
Дедушка:
(слайд 25) Ребятки, вы теперь всё знаете о сквернословии (мате, возьмите карандаши и на бумаге нарисуйте, что для вас теперь такое мат! И мой внучок тоже нарисует.
Дети рисуют:
Дедушка:
Вот видите, ребятки, какие у вас рисунки получились, сами теперь видите, какая - такая нехорошая штука это сквернословие (мат!
(слайд 26)
Внук Петя:
Дедушка, спасибо тебе, что рассказал, что такое мат и чем он опасен, и про закон о мате, а также какие были в старину пословицы.
Дедушка:
Пожалуйста, внучок, но про полученную «2» и за что, расскажи сам родителям, а перед учительницей и ребятами нужно извиниться.
(слайд 27)
Дедушка:
А вам, ребятки, я желаю всего доброго, будьте хорошими людьми, избегайте сквернословия, не хочу чтоб вас всякая нечисть своими рабами сделала. Я знаю, ребятки, трудно, очень трудно, но вы у меня сильные духом, вы все большие молодцы, и я в вас верю! И вы в себя верьте!
Воспитатель :
Спасибо большое Дедушке и его внуку Пете, надеюсь вы, ребята, оправдаете дедушкино доверие и постараетесь больше не сквернословить. А наше с вами необычное занятие подошло к концу. До встречи, ребята.