Кривуля Елена Николаевна
Внеклассное занятие для воспитанников школы интерната «Права и обязанности несовершеннолетних»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование правовой грамотности воспитанников, закрепление знаний по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки, уметь применять знания на практике.
Оборудование : икт с презентацией, конвенция о правах ребенка, Устав образовательного учреждения, буклеты с правами и обязанностями,.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы интерната „Права и обязанности несовершеннолетних“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Добрый день, ребята! На сегодняшнем занятии мы обсудим тему, которая является наиболее остро среди подростков «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Вы познакомитесь с новыми понятиями и вспомните все, что уже знаете по этой теме.
Занятие мне хотелось начать строками стихотворения «Имею право» (читает воспитанник)
Всё лучшее. Что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
Досугу – час,
А школе – всё внимание.
Использую я право
На образование.
Имеем право мы иметь права,
Но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
2. Беседа «Что такое право?»
Право - это нормы и правила поведения в обществе.
Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
- Скажите, кто прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития, защищает ваши интересы и права? (ответы детей) Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных наций (ООН).10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Это документ, в котором говорится о людях, но ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно потому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа) Конвенция – это международное соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
3. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.
Право на жизнь (статья 6)
Право на имя при рождении (статья 7, сведения о дате рождения, месте и кто ваши родители, записываются в свидетельстве о рождении. А в 14 лет вам выдают другой документ. Какой? (паспорт)
Право на медицинскую помощь.
Право на образование (статья 28, потому вы должны пользоваться тим правом и хорошо учиться.
Право на заботу со стороны родителей и совместное проживание с ними.
Право выражать свое мнение.
Право на отдых и досуг (статья 31)
Право на защиту от эксплуатации.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
4. Работа с пословицами. Какие права отражены в пословицах?
Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Разбор ситуаций
- А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.
Выберите задание на столе и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции:
«Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка».(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)
«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».(Не имеешь права меня эксплуатировать)
«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».(Не имеешь права лишать меня жизни)
«Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».(Не имеешь права лишать меня имущества)
- Почему было плохо литературным героям? (Были нарушены их права)
Давайте сделаем вывод: надо уважать чужие права, нельзя нарушать чужие права. Но еще нужно помнить, что человек имеет обязанности.
6. Беседа «Что такое обязанности? "
Обязанность - круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения.
- Какая самая главная обязанность у вас?
(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома, в школе и в общественных местах)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.
Обязанности:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Соблюдение Закона №1530 Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в краснодарском крае»
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
- А откуда вы это знаете? Где это прописано? (Устав школы)
Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
добросовестно учиться;
выполнять задания по теме занятий;
не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания;
не опаздывать на занятия;
бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей;
уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
-Какой вывод мы сделаем? Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих - либо прав, за свое противоправное поведение.
7. Что такое ответственность?
Ответственность – необходимость, обязанность гражданина отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Существует виды юридической ответственности в зависимости от вида нарушениях:
Административная ответственность несовершеннолетних.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
К административным правонарушениям относятся:
- появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- распитие спиртных напитков в общественных местах;
- совершение мелкого хулиганства;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение противопожарной безопасности и др
За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:
• штраф,
• предупреждение,
• исправительные работы.
Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Статья 87 УК «Уголовная ответственность несовершеннолетних»: Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать лет.
Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.
8. Разгадывание кроссворда «Права и обязанности»
9. Подведение итогов.
-Нужно ли знать свои права?
-Чем отличаются права от обязанностей?
-Какие виды ответственности знаете?
В заключении хочу сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!» Выполняйте обязанности. Надо помнить, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно найти какое-то другое решение проблемы.
И закончить занятие хочу строками:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!