Ольга Панченко
Внеклассное мероприятие в 7 классе «Наш великий и могучий русский язык»
Внеклассное мероприятие в 7 классе
«Наш великий и могучий русский язык»
Цели:
воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, способствовать сплочению коллектива класса.
Публикация «Внеклассное мероприятие в 7 классе „Наш великий и могучий русский язык“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
• поддерживать познавательный интерес к изучению языка;
• повысить общую языковую культуру учащихся;
• научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
• сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготавливать наглядные пособия);
• выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;
• развивать речь, мышление, память;
• расширить кругозор учащихся.
Ход мероприятия
(Под мелодию песни Григория Васильевича Гладкова «Говорим на русском языке» выходит на сцену чтец)
1 Чтец: Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
1 Ведущий: Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Интересно, а как относились к языку в давние времена? Перенесемся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей – Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.
Сценка
Ксандр: Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
Эзоп: Вот, мой господин, это-язык!
Ксандр: Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
Эзоп: Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: мама, солнце, цветок. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
Ксандр: Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?
Эзоп: Вот она, мой господин!
Ксандр: Снова язык -O-
Эзоп: Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
2 Ведущий: И вот у нас есть святыня – русский язык. Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы, формы устройства и психология, претерпевал изменения и язык народа. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский
1 Ведущий: Те, кто любил и ценил русский язык, кто в совершенстве владел им, всегда говорили о необходимости большой и упорной работы над языком, его культурой. Культура языка - это культура мысли, показатель общей культуры человека. Борьба за культуру речи является делом национальной гордости и чести русского человека. Вот почему вопросы культуры речи в наши дни поднимаются на страницах газет, журналов, обсуждаются по радио и телевидению. Неслучайно в 2011 году президент России подписал указ об установлении 6 июня (день рождения А. С. Пушкина) Дня русского языка.
2 Ведущий: Что же такое культура речи? Это богатство и разнообразие словарного запаса, точность и ясность слов и мыслей, красота и образность слова…Это, наконец, чутьё к тому, что обогащает речь, и к тому, что портит, искажает русский язык.
К сожалению, у нас ещё много примеров засорения, порчи русского языка. Это вызывает тревогу писателей, учителей, всех, кто любит русский язык и дорожит им.
Сценка «Ненужные словечки, или Классный Днепр при клёвой погоде»
(Лион Измайлов)
Действующие лица: культурный взрослый человек и современный школьник Ваня Сидоров
- Здравствуй, Ваня.
- Здравствуйте.
- Ну, расскажи, Ваня, как дела?
- У, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Покатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала. Или я не понял ничего.
- Ну, ничего вы не поняли?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Значит, один фитиль.
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну парень один, длинный, подкатил к шкету.
- Он на чём подкатил, на велосипеде?
- Да не, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Hу вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну велик?
- Чем?
- Ну, этим самым, шнобелем?
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать.
- Hу да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Hо самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так, накрылся. Hа мелкие кусочки. Теперь поняли?
- Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
- Как это не знаю!
- Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?
- Что?
- Помнишь, у Гоголя. "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина" и дальше "Редкая птица долетит до середины Днепра".
- Помню.
- А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит : "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит". Hу как, нравится?
- Hравится, - сказал он и побежал, выкрикивая: "Классный Днепр при клеевой погоде!
1 Ведущий: Каждое слово и выражение в русском языке имеет свою историю, которая обусловлена историческими событиями, обстоятельствами общественной жизни, развитием культуры и техники. Вместе с тем слово представляет своеобразный человеческий документ, как бы запись в дневнике общественного сознания. В этом смысле Вяземский называл язык «исповедью народа». И толковые словари являются не сухими справочниками, а глубоко интересными книгами. Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак:
2 Чтец:…На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой. "
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
2 Ведущий: Героические годы Великой Отечественной войны обогатили русский язык целым рядом крылатых слов и выражений.
На всех фронтах звучал призыв «Стоять насмерть!» Он родился в первые трагические, полные нечеловеческого напряжения месяцы Великой Отечественной войны, когда фашистская Германия, отмобилизовав свои силы и силы почти всей Европы, пользуясь внезапностью нападения, рассчитывала в шесть недель сокрушить Советский Союз и закончить войну. В эти, наполненные неимоверными лишениями и страданиями кровавые дни и ночи, огненные слова «Стоять насмерть!» родились в сердцах десятков и сотен тысяч людей в солдатских шинелях, вставших на пути смертельной опасности, нависшей над нашей Родиной. И стояли насмерть защитники Брестской крепости, моряки на полуострове Ханко, 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково, солдаты у Пулковских высот…Они выстояли, победили, отстояв честь, свободу, независимость нашей Родины.
1 Ведущий: С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Посредством слова, чтения, речи мы узнаём о многом. О том, о чём никогда не знали и не видели. И не исключено, что не увидим никогда. Мы постигаем мир посредством слова.
И прав был Константин Георгиевич Паустовский – писатель, когда сказал:
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.»
В нашей разговорной речи мы должны следовать лучшим образцам художественной литературы, всегда помня о безграничном богатстве русского языка, используя это богатство. С. Сергеев-Ценский в стихотворении «Наш язык» писал:
3 Чтец: В век темноты самодержавья
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправья,
Наш златокованный язык.
Он чужеземцев знал обличье,
И наше прошлое он знал:
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим,
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим,-
Тех, кто стереть готовы грани
Всех слов родного языка,
Всех самоцветов, цветотканей,
До нас дошедших сквозь века;
Кто смотрит взглядом полусонным,
Забившись зябко в свой шалаш,
Кто пишет языком суконным
И выдает его за наш.
Ведь это гений наш народный
Сверкал под гнетом наших туч:
Язык правдивый и свободный,
И величав он, и могуч.
К нам перешел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смеем золото его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
2 Ведущий: И закончить наше мероприятие хотелось бы песней в исполнении Григория Гладкова «Говорим на русском языке» (под видеоклип)