Александра
Внеклассное мероприятие «О чём говорит музыка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Прослушивание музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского "Времена года"
Тема: «О чём говорит музыка?»
Класс: 1
Цель: познакомить учащихся с симфоническим творчеством П. И. Чайковского. «Времена года»
Задачи:
Образовательные: Уметь грамотно разбирать музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, уметь слушать музыку.
Развивающие: Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.
Публикация «Внеклассное мероприятие „О чём говорит музыка?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
Оборудование: проектор, компьютер, распечатка с названием циклов.
Музыкальный материал:
Фортепианный цикл «Времена года».
П. И. Чайковский. Март. Песнь жаворонка.
П. И. Чайковского «Подснежник. Апрель»
П. И. Чайковский «Июль. Песнь косаря»
П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»
П. И. Чайковский, «Январь. У камелька»
Ход
1. Организационный этап
-Здравствуйте ребята. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» Именно с этой фразы мне бы хотелось начать наше мероприятие. Давайте подарим друг другу улыбку и отправимся в новое путешествие в мир музыки.
2. Актуализация знаний
Ребята, я вам загадаю загадки, вы внимательно прослушайте и дайте ответ.
• Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)
• Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
• В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчёлы прячут мёд по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только. (Лето)
• Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня с вами узнаем? (ответы детей)
Верно, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие под названием «Времена года в музыке» или «О чём говорит музыка?»
3. Основной этап
Мы не только любуемся природой, но и слушаем ее: щебетание птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка, тихий шелест листьев березки. Зима, весна, лето, осень сменяют друг друга. Зимой природа погружается в сон. Застывает подо льдом речка, покрываются мохнатыми снежными шапками кусты и деревья. Весной оттаивает и согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лето – пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом, прохладном лесу. Осень приносит людям богатый урожай: полные корзинки грибов и ягод. Но поздней осенью начинает моросить серый дождик, небо затягивается облаками. Природа готовится к зиме.
Зиму встречают как долгожданную и желанную гостью. Хороши ее крепкие морозы, ковры из снега, застывшие подо льдом реки. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу…
Многие композиторы не раз обращались к образу природы. Назовите фамилию русского композитора, написавшего «Детский альбом»? (П. И. Чайковский)
-Правильно. А что мы знаешь об этом композиторе? Что запомнили? (ответы детей)
-Действительно. Уже взрослым, вспоминая детство, он написал «Детский альбом». Но у него также есть цикл пьес под названием «Времена года». Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.
-Как вы можете объяснить такое название как – «Времена года»?
Музыка написана о разных временах года.
-А как вы думаете, сколько музыкальных картин в цикле времена года и почему?
В фортепианном цикле 12 музыкальных картин, так как в году 12 месяцев.
-Отлично и так мы отправляемся в путь. Закрываем глаза.
Но когда вы будете слушать музыку, подумайте, в какое время года мы с вами попали? И почему вы пришли к такому выводу.
Слушание П. И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». Март. Песнь жаворонка.
-Ребята, эта музыка называется «Март. Песнь жаворонка». Молодцы, кто догадался и представил весну.
-Послушаем еще одно музыкальное произведение. Это произведение тоже о весне. Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно слушать музыку с закрытыми глазами.
Слушание музыки П. И. Чайковского «Подснежник. Апрель» [
-Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?
(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники) Подснежники
-Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники – символ начала пробуждения и расцвета природы.
-А почему он так называется? Послушайте сказку.
Сказка о храбром цветке:
Жили-были Снегурочка и Весна-красна. Обе пригожие, обе добрые, милы людям. Только наряжаются разно. Одна в снежинки, а другая в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные. И раз в году сходятся на короткий час. Снегурочка разгребает лунки в снегу. Весна-красна сажает туда росточки. И тогда на белом полотне появляются подснежники.
И этому прекрасному цветку Чайковский посвятил свое произведение.
- Продолжим наше путешествие. Закрываем глаза.
Слушание П. И. Чайковский «Июль. Песнь косаря» [
Весна пройдет, а за нею …
Солнце печёт,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
- В какое время года мы с вами попали?
- Что хорошего несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)
- Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».
Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время ведущий надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.
Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т. д.
На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.
-Замечательно, молодцы. Продолжаем наше путешествие. Глазки закрываем.
Слушание П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» [
Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
- Поделитесь своими впечатлениями от прослушанного. Какое настроение вызвало у вас музыка? (ответы детей)
- Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой)
- Молодцы! Продолжим наше путешествие. Закрываем глаза
Слушание П. И. Чайковский, «Январь. У камелька»
Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
-Скажите пожалуйста, какую вы услышали и увидели зиму?
- Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
- Какая зима в нашем краю?
(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.).
- Как вы считаете зима – красивое время года? Аргументируйте ответ? Почему вы так считаете?
- А еще ребята, зимой самые яркие праздники. Какие?.
-Правильно. Но вот закончилось наше путешествие. Пришла пора нам возвращаться обратно в класс.
-Слушайте музыку, как можно больше. И непременно думайте над тем, что услышали.
Музыку Чайковского любили и слушали люди даже казалось бы в самый неподходящий момент. В годы ВОВ редакторы радио по советам психологов включали в репродукторах классическую музыку. Жители блокадного Ленинграда по звучанию классической музыки определяли перерывы между арт обстрелами.
П. И. Чайковского пригласили незадолго до смерти в 1893 году в Англию. Там ему был вручен почетный орден профессора кембриджского университета.
Чайковский был единственным композитором, которому задолго до наступления старости император Александр 3 назначил пенсию в 3000 рублей, отдав дань признательности композитору за его творчество.
Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.
«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают».
4. Подведение итогов.
-Какого композитора мы сегодня слушали?
-Назовите времена года, в которых мы побывали?
-Сколько пьес в музыкальном цикле «Времена года»?
Спасибо за работу.
Приложение 1
Январь – «У камелька»
Февраль – «Масленица
Март – «Песнь жаворонка»
Апрель – «Подснежник»
Май – «Белые ночи»
Июнь – «Баркарола»
Июль – «Песнь косаря»
Август – «Жатва»
Сентябрь – «Охота»
Октябрь - «Осенняя песнь»
Ноябрь – «На тройке»
Декабрь – «Святки»