марина байтищева
Внеклассное мероприятие «Народы России» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данное мероприятие предназначено для детей 5 – 7 лет (старшего и подготовительного возраста).
Мероприятие можно провести как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, занятия).
Мероприятие разработано для реализации виртуального проекта, разработанного в ДОУ по теме: «Как все начиналось. Кто были наши предки».
Публикация «Внеклассное мероприятие „Народы России“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В разработке Проекта и мероприятий к нему использовался опыт МДОУ г. Щадринска «Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Березка»» и материалы из опыта работы региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ, г. Курган.
Данный проект будет реализовываться с нового учебного года в рамках программы воспитания ДОУ.
Цель: Формирование представлений о России, как многонациональной единой стране.
Задачи:
Обучающие: углубить и расширить представления детей о России, о многообразии народов проживающих на территории России. Познакомить с особенностями разных национальных культур.
Развивающие: развивать психические процессы: внимание, память, творческое и логическое мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитывающие: воспитывать уважение к людям разных национальностей, их традициям, обычаям.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, пояснение, художественное слово, наглядный (просмотр видеопрезентации, игровой.
Предварительная работа:
Беседа-общение: «Многонациональная Россия», «Отражение традиции в многонациональном костюме».
Дидактическая игра «Чей костюм».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские).
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр народов России.
Рассматривание предметов народных промыслов России
Слушание песен и стихов разных народов России.
Аппликация «Дружный хоровод».
Игра-конкурс «Кто больше знает о себе».
Оборудование: ноутбук с аудиосистемой, мультимедийный экран, флешкарта, презентация.
Ход мероприятия
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :
1. Наша страна называется … (Россия).
2. Наша страна очень … (большая, огромная).
3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Мы живем и родились в самой большой и прекрасной стране. Как называется наша страна? (Россия).
Наша страна великая, сильная и красивая, и очень большая. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Вот какая большая страна.
Почему мы говорим родная страна? (Ответы детей).
- Мы говорим - «родная страна», потому что здесь родились вы, ваши родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. Мы все граждане России.
Страна это не только леса, поля, реки и города. Страна – это люди, которые в ней проживают.
Россия - многонациональная страна. На ее территории живет около ста разных национальностей. Мы с вами россияне наша страна сильна дружбой людей ее населяющих. А народов этих очень много.
У нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец, и мордвин,
И калмык, и осетин,
И тувинец, и бурят-
Все они дружить хотят!
В средней полосе Росси проживают русские, мордвы, башкиры, татары.
На севере - чукчи, ненцы.
На юге страны-осетины, ингуши.
- Послушайте, как здороваются эти народы по-разному на своем языке. Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте. Ханты – вужа-вужа. Башкиры – асаламаалейкум. На каком языке между собой общаются все россияне? (На русском языке).
-Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.).
- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.
Русский человек жил в избе. Из чего строят избы? (из бревен) Дерево было доступным материалом. Крышу делали покатую, чтобы зимой снег меньше задерживался. Скажите, чем обогревали зимой избы? (печкой, поэтому над крышей видна труба).
А как назывался дом у башкир, татар? (юрта) Чем отличается юрта от избы? Это переносное жилье. Башкиры, татары вели кочевой образ жизни и переносили свою юрту с одного места на другое. Покрывали юрту войлоком или шкурой животного.
А где живут ненцы, ханты (в чуме) На что больше похож чум, на юрту или на избу? Чум тоже переносное жилье. Скажите, а чем покрывают чум? (оленьей шкурой). Правильно, чтобы удерживать тепло, покрывают мехом и внутри чума.
Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Традиции — это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Праздники есть у каждого народа, в каждом из них проявляется самобытность народной культуры.
Обычно национальные праздники всех народов связанны со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
-Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- Что за праздник Масленица? Как его отмечают? (Ответы детей.)
Масленица - веселые проводы зимы, весеннее обновление природы, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.
На празднике главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».
Люди собираются на майдане (открытая площадь, где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.
Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:
• Перетягивание палки и каната,
• Прыжки через нарты,
• Прыжки на шкурах (батуте)
• Национальной борьбе,
• Гонки на оленьих и собачьих упряжках.
Также праздник сопровождается песнями и танцами под звучание бубна и ритмическое пение.
Гимнастика для глаз.
-Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, картуз, штаны у мужчины.)
-Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (Рубаха.) Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Чем украшена рубаха? (Вышивкой.)
-Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.)
- Из чего состоит мужской старинный костюм. (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты, на ногах лапти, сапоги.
-А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, кичка, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках.
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – ненцы, ханты, чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда у них очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.).
- Как вы думаете, из чего они шьют одежду? (Одежда сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
-Они одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка.
-Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе, на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.
Каждый народ, создававший национальный костюм, стремился сделать его самым красивым ведь только такую одежду в старину одевали по праздникам.
Физкультминутка. Татарская народная игра «Тимербай».
Пять детей у Тимербая
Дружно весело играют
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились
И ни есть, ни пить не стали
В лес под вечер побежали
На друг друга посмотрели,
Сделали вот так! (показ «Тимербаем» движения).
Очень богата Россия народными умельцами и мастерами.
Какие русские народные промыслы вы знаете?
(Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.).
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
На севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха.
На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство, кожаная мозаика, ткачество.
У каждого народа есть традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной местности.
В России очень много блюд готовят из муки. Какие блюда русской кухни вы знаете? (пельмени, оладьи, каша, борщ).
Скажите, народы севера из каких продуктов готовят еду? (из рыбы, из оленьего мяса).
Какие татарские блюда вы знаете? (беляши, чак-чак, суп с лапшой)
Сегодня мы узнали, что в нашей стране - России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с Вами гордимся своей страной и сделаем все, чтобы сделать ее краше богаче и сильней.
Порознь, поодиночке не сделать того, что можешь сделать вместе.
Один посадит дерево, а все вместе – сад.
Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов!
Соединяет людей дружба.
Литература:
1. Программа «Я – гражданин России». г. Курган 2017г // материалы из опыта работы региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА.
4. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
5. Народы России «Энциклопедия».
6. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.
7. Адреса ресурсов сети Интернет: https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1600-sh-900-ww-1583-wh-804-pd-1-wp-16x9_1600x900-lt-2970