Сорокова Елена Егоровна
Внеклассное мероприятие «Моя встреча с Некрасовым»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГБОУ «Уртамская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель Сорокова Е. Е.
Внеклассное мероприятие «Моя встреча с Некрасовым»
Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.
Образовательные задачи:
-Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова
-Развитие навыков осознанного правильного чтения.
-Формирование умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию произведения, понимать смысл стихотворного текста.
Коррекционно-развивающие задачи:
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Некрасов Н.А.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-Коррекция слухового восприятия через чтение стихотворений.
-Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы.
- Выработка чёткой дикции.
-Коррекция и развитие навыков самоконтроля, самооценивания.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать мотивацию к учению.
- Воспитание любви к чтению и уважительное отношение к творчеству Н. А. Некрасова.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, портрет Н. А. Некрасова, выставка книг Некрасова.
Дидактический (раздаточный) материал: карточки с коррекционными упражнениями.
Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного: физминутка для профилактики близорукости, смена динамических поз; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания; дыхательная гимнастика.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок, снятие напряженности.
- Приветствие. Давайте возьмемся за руки, ощутим теплоту рук своего товарища, подарим частичку своего тепла и пожелаем что-нибудь хорошее друг другу.
2. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
«Каша кипит» (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз)
«Шарик» (Учитель предлагает учащимся представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – учащиеся делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают)
Учитель: Познакомьтесь: Николай Алексеевич Некрасов – поэт, прозаик, критик, издатель. (Ученик в роли Некрасова)
Ученик читает отрывок из стихотворения «Родился я в губернии».
Некрасов : Родился я на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец мой был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Моя мама – это любящая, добрая женщина. Она бесстрашно заступалась за крестьян и защищала детей от побоев мужа. Под влиянием воспоминаний о матери я написал столько произведений, протестующих против угнетения женщины: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская»
Ученик читает стихотворение «В полном разгаре страда деревенская».
Учитель: Тему женской доли продолжает ещё одно известное стихотворение Некрасова, ставшее впоследствии одним из самых любимых романсов.
Звучит запись песни «Тройка».
Некрасов : Когда мне исполнилось 10 лет, меня отдали в Ярославскую гимназию, из которой я ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за обучение. В эти годы я полюбил книги и читал очень много. В 17 лет я поехал в Петербург, но там мне жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы я стал военным, а я решил поступить в университет. За самоволие отец лишил меня всякой материальной поддержки, Ия остался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, я стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Писал день и ночь, но получал за это гроши.
Учитель: Что же нового внёс Некрасов в русскую литературу?
- Прежде всего Некрасов открыл нового героя – простого человека, мужика, заговорившего о своей жизни, о своих нуждах. Он не просто ввёл мужика в поэзию – он сделал его центральным героем. Тема народа, его жизни станет станет центральной в поэзии Некрасова. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в фактическое рабство.
Ученик читает стихотворение «Плач детей».
Учитель: Каким вам запомнился Некрасов?
- Современники запомнили Некрасова как человека очень требовательного к себе, любящим родину, не наблюдателем, беспокойным гражданином. Это ему принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Некрасов очень рано входит в нашу жизнь. В начальных классах вы уже познакомились с «мужичком с ноготок». Уже тогда вы, наверное, задумались о тяжёлом труде мальчика, как ответственен он за порученное дело. Став известным поэтом, Некрасов ежегодно приезжал в деревню и встречался с ребятами.
Ученик читает стихотворение «Мужичок с ноготок»
Учитель: Именно Некрасовым написано стихотворение «Крестьянские дети».
«Крестьянские дети» аудиофрагмент.
Учитель: А потом вы смеялись над генералом Топтыгином и радовались дедушке Мазаю, спасшему бедных зайчат от горестной судьбы.
Ученик читает отрывок из стих. «Дед Мазай и зайцы».
Учитель: Зная невзгоды и беды крестьянства, душой болея за него, поэт написал печальное стихотворение «Несжатая полоса».
Ученик читает стихотворение «Несжатая полоса».
Физминутка для глаз по тренажеру В. Базарного (профилактика близорукости)
- Внимательно следим за направлением стрелок, точно повторяя глазами их траекторию.
Сценка.
Некрасов : Я перенёс тяжёлую болезнь. Платить за угол было нечем, и хозяин выгнал меня. Я остался без крыши над головой и без куска хлеба. Была осень, скверная, холодная. Я долго ходил по улицам. Устал страшно и присел на лесенке одного магазина. Закрыл лицо руками и заплакал. Вдруг услышал шаги. Смотрю- нищий с мальчиком.
Мальчик: Подайте, Христа ради!
Нищий: Что ты? Разве не видишь, он сам к утру окоченеет? Эх, голова! Чего ты здесь?
Некрасов : Ничего.
Нищий: Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдём с нами.
Некрасов : Не пойду. Оставьте меня.
Нищий: Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдём, не бойся, не обидим.
Некрасов : делать нечего, я пошёл.
Учитель: В поисках заработка частенько приходил Некрасов на сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали различные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России.
Некрасов : Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая в спину. Через два часа родилось стихотворение. Какое?
- Правильно, «Размышления у парадного подъезда».
Ученик читает стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
Учитель: Впервые это стихотворение было опубликовано в 1860 году за границей.
А вот стихотворение «Железная дорога» основано на реальных событиях. В России строили Николаевскую железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом. Желая угодить царю необычайной быстротой постройки, не щадили ни здоровья, ни жизни рабочих: несчастные умирали сотнями и тысячами в сырых и холодных землянках. За полгода каждодневной работы землекопы получали в среднем 19 рублей (то есть 3 рубля в месяц, не хватало ни одежды, ни обуви, пользуясь неграмотностью людей, приказчики обсчитывали их на каждом шагу. А когда кто-то выражал недовольство казенным пайком, его наказывали плетями. Доведенные до отчаяния рабочие убегали, но их ловили и возвращали.
Аудиофрагмент «Железная дорога».
Конкурс «Трудные слова»
Детям раздаются карточки с написанными на них строчками из стихотворений Некрасова, «трудные слова» подчёркнуты. Задание – дать объяснение этим словам, можно воспользоваться словарём.
1. «Пишу мои вирши…» (вирши – стихи)
2. «И дровни, и хворост, и пегонький конь» (дровни – крест. Сани без кузова для перевозки дров. Пегонький – пегий – это лошадиная масть, т. е. цвет волосяного покрова – пятнистый, пёстрый)
3. «Вижу я в котомке книжку» (Котомка – сумка, носимая за плечами)
4. «Много видел на тракту (Тракт –большая проезжая дорога)
Генералов строгих»
5. «Дело под вечер, зимой, (Знатный –здесь, сильный)
И морозец знатный»
Упражнение на дыхание «Задуй свечу» - выполняется стоя (насыщение коры головного мозга кислородом).
-Сделайте глубокий вдох и выдох. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
Учитель: А как раскрывается тема русской природы в лирике Некрасова?
-Да, велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю её ласку и доброту, и поэтому имел право говорить о ней, как о родной матери. Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всём его творчестве.
-Какие вы знаете стихотворения Некрасова о природе?
Некрасов : Природа бывает разной: ласковой и жестокой, но я люблю её во всех её проявлениях. Для меня природа – это одушевлённый предмет, это друг и мать. Русская природа – это часть «Матушки – Руси», которую я сердечно люблю.
Ученик читает отрывок из стихотворения «Славная осень».
Учитель: Сегодня состоялась наша встреча с Николаем Алексеевичем Некрасовым – человеком и поэтом. Он был одним из самых читаемых поэтов, который учил молодёжь любить родину и бороться за счастье народа.
Некрасов : Праздник жизни – молодости годы-
Я убил под тяжестью труда.
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда.
Итоги урока. Комментарии, оценки за урок.
Рефлексия.
Если вы узнали что-то новое на уроке или вам понравился урок, то на доске приклейте лепесток жёлтого цвета. А если не понравился урок или вас что-то расстроило, то лепесток синего цвета.