Татьяна Купарева
Внеклассное мероприятие «Классификация профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие «Классификация профессий»
Подготовила учитель технологии Купарева Т. А.
Цели:
-формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
-формирование установки на необходимость профессионального самоопределения.
-активизация умственной активности.
1. Организационный момент.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Классификация профессий“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Упражнение «Сантики-фантики». Ведущий. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.
Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.
2 Основная часть.
Вводное слово. Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же- это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия-учитель, а специальность- учитель музыки, профессия- водитель, а специальность?. правильно- водитель автобуса.
Классификация профессий :
1)по предмету труда (типы)- на что направлен труд.
2) по целям труда (классы)-какова конечная цель труда.
3) по орудиям труда (отделы)- что использует, какой инструмент.
4) по условиям труда (группы) – где работает.
Начнем с характеристики типов профессий.
Типы профессий :
А) предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, слесарь, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.
Б) предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч-П). Эти профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д.
Пример: биолог, зоотехник, эколог, геолог
В) предмет труда- схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек-знак» (Ч-Зн).
Этот вид деятельности относится к умственному труду.
Пример: бухгалтер, физик, оператор ПК, кассир и т. д.
Г) пример труда- изобразительная, музыкальная, литературно- художественная, актерская деятельность, а система «человек-художественный образ» (Ч-Х).
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.
Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч –Зн. Я не случайно задала такой вопрос, а в качестве примера взяла профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но в начале теоретическая информация.
Классы профессий
Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).
А) Гностические («гнозис»- знание) (гн). Цель- узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.
Б) Преобразующие (пр). цель- изготовить по образцу.
В) изыскательские (из). Цель- придумать, изобрести, вывести новую формулу или схему.
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию.
Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель- изобрести. Правильно, это изыскательская профессия.
Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель- преобразовать. Это преобразующая профессия.
Инженер- испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.
Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.
Отделы профессий.
Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
А)с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик- мастерок, маляр-кисть и т. д.
Б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м); пример: машинист, водитель;
В) с использованием автоматизированного оборудования (а); пример, оператор ПК;
Г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, дикторы, актеры и т. д.
Попробуйте привести свои примеры.
Молодцы, усвоили!
Группа профессий
Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
А) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т. д.
Б) труд на открытом воздухе (о); пример: работники сельского хозяйства, строители и т. д.
В) труд в необычных условиях (н); например: шахтеры, водолазы и т. д.
Г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); инкассаторы, врачи.
Продолжайте. Молодцы!
Ведущий. Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу на карточках в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.
Игра «Молекулы»
Ведущий. Сначала делимся на группы. Для того чтобы объединиться группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по комнате; по команде «молекулы два» вы объединяетесь в двойки. Объединятся нужно с теми, кто находится ближе всех к вам. Главное-реакция и быстрота.
После объединения участникам даются карточки с профессиями : одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулу профессий.
1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.
2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).
3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.
4 карточка: военнослужащий (контрактник, крановщик, столяр, геолог.
Ведущий. Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер». Ч-Ч, пр, ф, мо.
Теперь работаем сами. Время работы 10 минут.
Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.
При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе мероприятия.
Всем спасибо!
Литература
1. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы). –М. : Вако, 2006
2. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя.). –М. : Вако, 2006
3. Леви В. Л. Искусство быть собой. -М. : Знание, 1991
4. Прутченко А. С. Социально- психологический тренинг в школе. -М. : Эксмо-Пресс, 2001