Фидания Султанова
Внедрение элементов методики раннего развития Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время инновации являются неотъемлемым звеном системы образования. Невозможно представить современное образование без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшему развитию. Ключевая роль в реализации инноваций принадлежит педагогам.
Наше дошкольное учреждение с 2018 года реализует инновационную деятельность, направленную на внедрение программы для детей раннего и младенческого возраста "Первые шаги".
Публикация «Внедрение элементов методики раннего развития Марии Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кроме того наша группа оснащена необходимым материалом для реализации методики раннего развития Марии Монтессори, выступая вспомогательным средством в воспитании и развитии детей.
Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому».
Проанализировав содержание данных инструментариев, мы пришли к выводу, что они имеют много общего, нацелены на ребёнка, и созвучны с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В тоже время, хочется выделить особенности каждой:
Особенности программы «Первые шаги» :
Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей.
Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка).
Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.
Особенности методики Марии Монтессори :
Самостоятельность ребенка в выборе игрового материала, длительности занятия.
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Воспитатель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребенка.
Создание среды, в которой ребенок может и хочет проявить собственную индивидуальность.
Учитывая значимость организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития дошкольников, педагогическим коллективом детского сада уделяется особое внимание решению данного вопроса.
Главное требование к предметной среде программы «Первые шаги» - её развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. В свою очередь, в методике раннего развития М. Монтессори среда также является главным элементом для успешной ее реализации.
В нашей группе мебель и оборудование подобраны в соответствии с возрастом, ростом и пропорциями детей. В обстановке присутствуют хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность.
В групповой комнате есть комнатные растения, за которыми ухаживают дети. Развивающие и обучающие пособия располагаются на уровне глаз детей, для того, чтобы они имели возможность пользоваться ими без помощи взрослого.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о преимуществах и недостатках интеграции элементов методики Монтессори в реализацию образовательной программы «Первые шаги».
Преимущества
Индивидуальный темп развития;
Дети познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала;
Ребята учатся уважать личное свободное пространство других детей;
Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для развития ребенка в целом;
Дети получают важное умение с самого раннего возраста - принимать решения самостоятельно;
Быстро прививаются навыки самообслуживания;
Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: не мешать другим, не шуметь, прибирать рабочее место. Недостатки
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, однако М. Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни;
Недостаточное количество двигательной активности. В основном преобладает деятельность в спокойной обстановке.
В 2020-2021 учебном году нами была разработана рабочая программа, на основе образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», в которую мы интегрировали элементы методики раннего развития Марии Монтессори.
Данный опыт имеет практическую значимость, может быть использован воспитателями в работе с детьми раннего возраста. Педагогическая система с использованием элементов методики Монтессори с детьми раннего возраста как нельзя лучше подходит для повышения качества работы и придания процессу образования гуманистического, личностно-ориентированного характера и вполне реализуема в рамках комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги».