Малышева Елена
Внедрение современных технологий воспитания и обучения дошкольников с растройствами аутистического спектра в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов детей с аутизмом. За последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2016 году 1 случай аутизма приходится на 68 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 Века.
Публикация «Внедрение современных технологий воспитания и обучения дошкольников с растройствами аутистического спектра в условиях ДОО» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Расстройство аутистического спектра (РАС, как одно из нарушений детского развития, все чаще встречается у детей, посещающих дошкольные учреждения. Многие педагоги и специалисты ДОО часто сталкиваются с трудностями в их поведении и обучении. В связи с этим так актуален вопрос поиска подходов к образованию детей с РАС.
С 2015 года дошкольное учреждение МБДОУ №452 «Родничок» г. Н. Новгорода, работает в рамках городского проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с РАС». С 2017 года название проекта «Развитие инклюзивного и специального образования для детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации». Я работаю логопедом-дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Нашу группу посещают 13 детей с РАС.
Свою работу мы организовывали в 2 этапа, и сейчас я подробнее остановлюсь на каждом.
1 этап – организационный:
Все педагоги, участвующие в проекте, прошли обучение в разных формах с участием специалистов фонда «Обнаженные сердца». Это были городские семинары, международные конференции, заседания круглых столов, практикумов.
В группе была создана специальная коррекционная предметно-пространственная среда для детей с РАС. Мебель и стены группы выполнены в спокойных тонах, в интерьере группы нет ярких отвлекающих стимулов. Пространство группы разделено на рабочую (учебную) зону и зону для игр. Кроме того, в группе имеются кабинки для индивидуальных занятий с детьми. Они предназначены для детей, которым трудно по разным причинам участвовать в групповых занятиях. Им требуется индивидуальная работа с педагогом.
Игрушки в группе убираются в отдельные контейнеры, чтобы не отвлекать детей.
Обязательным компонентом предметно-пространственной среды является оборудование для сенсорной разгрузки детей во время перерывов (есть сухой бассейн - он накрыт чехлом, полусфера-балансир, батут, на стене прикреплен мат, толщиной 10 см., который служит и для получения сенсорных ощущений и для снятия агрессии, чтобы не направлять ее на мебель и др. людей).
Очень много пособий сделаны руками педагогов.
Самые простые: перекладывание шариков и др. предметов в баночку, снятие-одевание прищепок. Они нужны для того, чтобы приучить ребенка выполнять указания педагога, доводить начатое до конца.
Более сложные пособия заламинированы и оснащены липучками. Это делается для удобства использования детьми и для того, чтобы ребенок мог постепенно переходить от одного действия к другому.
Диагностика детей с РАС проводилась по специальным методикам, которые используются во многих странах мира (ASSER, VB-MAPP).
Обязательно проводилось анкетирование родителей с целью выбора предпочтения детей.
2 этап - основной:
На основном этапе мы активно используем визуальную поддержку и развиваем коммуникацию в индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Визуальная поддержка - это группа стратегий, которые используются для улучшения понимания ребенком ожиданий, инструкций и требований к нему, помогают структурировать деятельность ребенка.
К визуальной поддержке относится расписание дня, представляет собой ряд предметов, фотографий, картинок, которые отражают последовательность видов деятельности. Расписания подбираются индивидуально для каждого ребенка и зависят от уровня его интеллектуального развития и особенностей восприятия.
События дня для ребёнка становятся более предсказуемыми, что помогает избежать тревожности и проблемного поведения.
Мы используем расписание в течение дня и на занятиях. Оно помогает ребёнку понять последовательность выполнения заданий и их количество (это м/б расписания для индивидуальных, групповых, физкультурных, музыкальных занятий, одевания-раздевания).
Большой стеллаж с пособиями, где каждый контейнер обозначен визуальной подсказкой, помогает детям самостоятельно находить нужное задание, все пособия отработаны и знакомы детям. Они могут брать их в свободной деятельности.
Визуальные стимулы помогают детям в понимании социальных правил, направляют социальное поведение, помогают в усвоении учебного материала, помогают преодолеть проблемное поведение т. к. ситуация становится более предсказуемой для ребёнка.
Дети с РАС, которые приходят нам, неговорящие, поэтому для общения используются карточки PECS и коммуникативные доски.
PECS побуждает ребенка начать коммуникативное взаимодействие. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того что ребенок любит и хочет). Коммуникативный партнер (педагог, родитель) вербализует (исполняет) желания ребенка после получения картинки.
Коммуникативная доска – это следующий этап развития коммуникации. С помощью коммуникативной доски ребенок может составить фразу из нескольких слов, используя картинки (Я хочу машинку, может поздороваться, ответить на вопрос. У детей, которые научились пользоваться коммуникативной доской, появляется речь.
Особенности проведения занятий:
Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.
Инд занятия проходят в кабинете логопеда, в специальных кабинках, для тех детей, которые не могут переносить скопления людей, шум, либо им не доступны пока те инструкции, которые даются группе.
В подгрупповых занятиях нам помогает расписание. Оно может быть, как индивидуальное на столе у ребенка, так и общим для всех. Которое помогает ребёнку понять последовательность выполнения заданий и их количество.
Занимаясь с детьми с РАС, мы учитываем их интересы и потребности.
Дети с РАС не всегда понимают смысл заданий, которые дает педагог (зачем нужно переложить шарики в коробку, разложить картинки). Поэтому мы создаем мотивацию, понятную для такого ребенка: хочешь любимую игрушку, угощение – сделай задание.
Поощрения бывают разные: для кого-то достаточно словесной похвалы: «Молодец! Дай пять!», кто-то работает только за угощение или игрушку, кому-то нужны сенсорные ощущения.
Хочется сказать, что мы добились положительных эффектов в работе:
• проблемное поведение у детей встречается значительно реже;
• дети могут заниматься в общей группе и следовать инструкции педагога;
• с помощью альтернативной коммуникации не говорящие дети могут общаться со взрослыми;
• повысился уровень познавательного развития детей.