Татьяна Назарова
Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы….
«Юный шахматист»
Многие взрослые: педагоги, родители, организаторы кружковых занятий задают вопрос: «Что дают шахматы детям?» Ответ на него – ключ к пониманию всей проблемы.
Всестороннее развитие личности затронуло все стороны нашей жизни, в том числе и школу. Учебная программа расширилась, перегрузка учащихся стала очевидной. Для облегчения первоклассников и усвоению ими учебного материала важно найти средства, повышающее эффективность усвоения школьной программы. Такое средство должно:
1) быть занимательным по форме;
Публикация «Внедрение кружковой работы „Юный шахматист“ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
2) требовать сравнительно небольшой затраты времени;
3) содействовать развитию общего кругозора детей.
С этой целью в нашем ДОУ с 2006 учебного года был открыт кружок «Юный шахматист». Введение курса «Шахматы» позволяет уже с дошкольного возраста подготовить детей к школе. Кружок «Юный шахматист» положительно влияет на формирование у детей старшего дошкольного возраста многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Опыт показал, что дети, посещавшие кружок легко внедряются в школьную программу нетрадиционной системы обучения, т. к. этим детям интереснее познавать каждый раз новое, у них усидчивое поведение, учитель может удерживать внимание в течение всего урока.
Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста познают всё через игру и важное значение при изучении игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приёма обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Важно пробудить у детей интерес к шахматам, поэтому учебный материал строится в порядке возрастания трудностей, ни в коем случае нельзя перенагружать детей. Наибольший интерес у ребёнка всегда вызывает практическая игра. Поэтому не стоит злоупотреблять его терпением и после 20 минутных учебных занятий разумней всего перейти непосредственно к шахматной игре.
Программа кружковой работы в детском саду предусматривает 33 шахматных занятий. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Примерное распределение программного материала:
Занятие 1-3. Шахматная доска. (Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная, вертикальная линии. Количество полей в горизонтали, вертикали. Количество горизонталей, вертикалей на доске. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр доски.
Занятие 4. Шахматные фигуры. (Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
Занятие 5. Начальное положение. (Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур).
Занятие 6, 7. Ладья. (Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие).
Занятие 8, 9. Слон. (Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие).
Занятие 10. Ладья против слона.
Занятие 11, 12. Ферзь. (Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие).
Занятие 13. Ферзь против ладьи и слона.
Занятие 14, 15. Конь. (Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие).
Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Занятие 17, 18. Пешка. (Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие).
Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Занятие 20. Король. (Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие).
Занятие 21. Король против других фигур.
Занятие 22, 23. Шах. (Шах различными фигурами. Защита от шаха. Двойной шах).
Занятие 24-26. Мат. (Цель игры. Мат различными фигурами. Мат в один ход).
Занятие 27. Ничья, пат. (Отличие пата от мата. Варианты ничей. Примеры на пат).
Занятие 28. Рокировка. (Длинная и короткая рокировки. Правила рокировки).
Занятие 29-31. Шахматная партия. (Практическая игра со всеми фигурами).
Занятие 32, 33. Повторение программного материала.
Введение кружковой работы «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
«Что посоветовать и порекомендовать родителям, чьи дети увлеклись в эту непростую игру?»
Послесловие для родителей:
• Старайтесь постичь вместе с ребёнком основные законы и правила шахматной игры.
• Запаситесь терпением.
• Если вы познаёте шахматную игру через книгу, то работу над книгой (её чтение) целесообразнее проводить вместе целиком. И лишь после этого приступить к разбору отдельных глав, к работе над примерами и упражнениями.
• После теоретических занятий, разбора упражнений, обязательно переходите к шахматной игре.
• И всегда помните, ваш «шахматист» ещё слишком юн, и главная цель, которая стоит перед взрослыми: не столько обучить, сколько привить интерес к шахматам. Поэтому форма изложения должна быть доступна для вашего дошкольника.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!