Людмила Шмакова
«Вместе войдём в волшебный мир музыки». Из опыта организации совместной деятельности музыкального руководителя с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Вместе войдём в волшебный мир музыки»
(опыт организации совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей)
музыкальный руководитель МДОУ № 15 г.
Тейково Ивановской области
Шмакова Людмила Николаевна
Публикация «„Вместе войдём в волшебный мир музыки“, Из опыта организации совместной деятельности музыкального руководителя с родителями» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальное воспитание, приобщение детей к волшебному чарующему миру музыки может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Ведь самые первые уроки своей жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно наладить тесный контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия соприкосновения с музыкой.
Практический опыт показывает, что благодаря объединению всех усилий педагогов и родителей, личному участию последних во всех сторонах образовательного процесса, активному использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в ДОУ, призванных помочь им в семейном воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной.
Мы используем различные формы взаимодействия с семьёй: консультации,семинары, папки-передвижки, родительские собрания, Дни открытых дверей, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако важно ещё обучить родителей наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать, как организовать детский праздник)
Основные задачи музыкального воспитания детей в семье те же, что и в ДОУ:
• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, сформировать основы музыкальной культуры;
• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности ;
• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Все эти задачи, стоящие перед воспитателями (а родители и есть первые и самые главные воспитатели своих детей) следует решать, используя деятельностный подход. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, музыкальных школах, посещают с ними концерты, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
В соответствии с требованиями ФГОС, вопрос совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
В своей практике я использую различные формы сотрудничества с родителями. Самыми распространёнными из них являются:
Консультации, семинары, анкетирование - применяются с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Как слушать музыку с ребёнком». На консультациях и в личных беседах, в доступной форме я рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей. Безусловно, каждое родительское собрание, консультация, индивидуальная беседа тщательно готовятся.
В начале года мы проводим анкетирование родителей с тем, чтобы выявить:
• уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
• определить потребности и запросы в музыкальном воспитании и развитии,
• готовность родителей к сотрудничеству,
• провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Музыкальная образованность родителей, к сожалению, оставляет желать лучшего: количество родителей, имеющих музыкальное образование составляет всего 17% от количества опрошенных и 14% из них уже не играют на инструментах. Ни один родитель не считает музыку пустой забавой, но в 36% случаев она не занимает в их жизни значительного места. Однако подавляющее большинство родителей (85%) считают, что музыкой должны заниматься все дети, и 15% - что только одаренные дети. Скорее всего, и эти же 85% родителей слушают музыку со своими детьми дома. Но вот вопрос - какую музыку? Популярную эстрадную музыку слушают 75% родителей, классику 15% и народную музыку слушают всего 4% родителей, остальные 6% предпочитают джаз, рок. Исходя из анализа анкет, мы наметили новые формы и методы работы с родителями.
Совместные праздники и развлечения. [/b
Эффективной формой общения детей со своими родителями стали традиционные праздники, так как мы изменили их организацию и содержание и перевели из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения их с детьми и сотрудниками. С этой целью проводятся следующие праздники: «День матери», «Посвящение в дошколята», «День пожилого человека»,. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
• Подготовка отдельных номеров;
• Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита
• Помощь в оформлении помещения
• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры родителей, делая их не сторонними наблюдателями, а активными нашими сотрудниками.
Проектная деятельность.
В работе с родителями метод проектов очень эффективен. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода, средством индивидуализации и социализации дошкольников, как основного требования ФГОС. Обязательно участие родителей в проектах. Традиционными у нас стали такие проекты, как: «Осенняя ярмарка», «Здравствуй, Новый год!», «Мамин день».
Слайдовые презентации.
Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому ДОУ, как носитель передовой культуры,не может оставаться в стороне. Использование ИКТ педагогами, повышает эффективность образовательного процесса, помогает создать единое информационно – развивающее пространство. С этой целью создаются презентации о проведённых праздниках и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях. Темы моих презентаций: «Кто он – настоящий мужчина?», «Мамы всякие важны!», презентации к занятиям: «Детские музыкальные инструменты»,«Классическая музыка», «Русские поэты, художники, композиторы о временах года».
Наглядная информация.
Самой распространённой формой наглядной информации являются информационные стенды, где я представляю расписание музыкальных и физкультурных занятий, информацию о программе музыкального воспитания, используемой в детском саду, перечень рекомендуемой литературы, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях.
Папки – передвижки (старая, но очень удобная форма, более подробно знакомят родителей с системой работы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Фоторепортажи и фотоотчёты на темы: «Зимний праздник», «Неделя театра в детском саду», и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией.
Выставки совместных работ педагогов, воспитанников и родителей: «О моей любимой мамочке», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с музыкально – художественным творчеством детей.
Выступление в СМИ позволяют представить фрагменты утренников, развлечений, интегрированных занятий на местном телевидении, в печати, в сети Интернет.
Буклеты помогают дать короткую сжатую информацию, иллюстрирующую то или иное музыкальное событие ДОУ.
Совместное посещение концертов, проведение экскурсий. Участие родителей в подготовке к конкурсам.
Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии в библиотеку, дом творчества, участие в творческих конкурсах во Дворце культуры, выступление в ДОУ артистов цирка и театров. Всё это способствует эстетическому становлению личности ребёнка.
Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы.)
Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей. В повестку дня мы включаем выступление медицинской сестры или музыкального руководителя. Я использую традиционные и нетрадиционные формы. Темы традиционных собраний: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях», «Дошкольник и музыка». Нетрадиционные родительские собрания мы проводили в форме викторины: «Угадай мелодию», «Музыкальной гостиной», музыкальных посиделок «Лейся, песня». На этих мероприятиях обучаем родителей методам приобщения детей к истокам музыкальной культуры, помогаем находить верное руководство в воспитании хорошего музыкального вкуса и любви к песне и музыке в целом.
Результативность работы:
Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями воспитанников дала ощутимые положительные результаты.
Такой серьезный подход к процессу совместной деятельности позволил педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:
мотивационная: развитие потребности в обогащении эмоционального мира ребенка за счет организации традиционных семейных праздников и торжеств.
коммуникативная: обогащение опыта общения и взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества;
информационная: содействие осознанию значимости создания и сохранения семейных традиций и основ организации семейных праздников, их воспитательного влияния на развитие детей;
технологическая:содействие активному и осознанному овладению родителями методикой организации разнообразных семейных досугов и праздников, игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной жизни.
Если чётко и правильно в определённой системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию
, использовать разные её формы, то родители становятся участниками
образовательного процесса
и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективным и результативным.
За последние несколько лет, активное участие родителей в праздниках увеличилось до 48%. Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками и союзниками.
И, как результат, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей и умений, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.
Я и весь наш педагогический коллектив твёрдо настроены и дальше продолжать работу в данном направлении.