Лучший педагог года

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Обухова Ольга
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта :

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока. если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Публикация «Проект „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Младший возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Произведения устного народного творчества являются ценным материалом для речевого развития детей не только в ведущем виде деятельности – игре, но и при освоении многообразного опыта старшего поколения.

Цель проекта : Использование устного народного творчества как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

2. Знакомить детей с окружающим миром, с укладом жизни и быта русского народа.

3. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.

Методы и формы проекта :

Для реализации проекта я использую разные виды методов.

Словесные: беседы, рассказ, коллективное чтение.

Игровые: дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры.

Наглядные: демонстрация и иллюстрация картин, плакаты, альбомы, мультимедийные пособия.

Также в своей работе я использую формы:

Тематические и открытые занятия, досуги, наблюдения, игры, разучивание потешек, стихов, загадок; консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, свободно самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Объект исследования: дети младшей группы

Предмет исследования: влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста.

Предполагаемый результат: ребёнок владеет активной речью, включенной в общение, речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Содержание практической деятельности:

1 этап: Изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего

детства побуждать к речевой активности.

Изучение опыта построения педагогического процесса с детьми младшего возраста позволили определить следующие моменты, позволяющие расширить и упростить процесс развития речи :

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Побуждая наблюдать за взрослым и повторять его движения, сопровождение действий произведениями УНТ, певучими и выразительным, ребенок учится говорить, становится более самостоятельным. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

Повторное использование фольклорных сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Произведения устного народного творчества эмоционально выразительны, понятны и интересны детям, не вызывают надоедания. Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.

Уровень сложности материала для занятий с детьми младшего возраста должен быть адекватен возрасту. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

Произведения народного творчества проверены веками, малыши с удовольствием пытаются выполнить задание. Главная задача воспитателя - подбадривать детей. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

Вывод: материал УНТ доступен для маленького ребенка, многообразие дает возможность усложнению одного и того же задания постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо планировать работу с произведениями таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии : можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время выполнения культурно-гигиенических процедур необходимо гибко варьировать количество используемых произведений малых фольклорных форм, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

2-й этап – работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами русского народного творчества.

Данный проект осуществлялся мною в МАДОУ детский сад 52. Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

1. Проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребёнком определё нного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм: в рисование, лепке, конструирование.

2. Подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

3. Подобрана и оформлена, рассказана и обыграна картотека потешек, песенок, прибауток.

4. В группе имеется настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр рукавичек: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»,

5. «Три медведя».

6. Мною наполнены наголовники по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Жили у бабуси».

7. Составлена картотека по народным играм : «У медведя во бору»,

«Огуречик, огуречик», «Морская фигура». Также любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод»,

«Угадай, кто я».

8. В группе есть аудио и видеокассеты со сказками и песнями.

9. Проводятся открытые мероприятия и праздники.

10. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы.

Так дети любят качаться на лошадке и приговаривать:

«Еду, еду, к бабе. К деду

На лошадке, в красной шапке».

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приёме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности.

При умывании:

«Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели.

Чтобы щёчки горели.

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок».

Перед обедом мы проговариваем:

«На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно.

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «спасибо».

Перед сном:

«Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже».

Также на протяжении всей моей работы я проводила занятия на тему:

«Котя – котенька», «Кукла заболела», «Петушок и его семья», в которых знакомила детей с устным народным творчеством.

3-й этап – взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно поэтому я регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности.

Для наших родителей регулярно проводятся утренники, мероприятия и праздники вместе с родителями: «Осень», «Новый год», «8 марта»,

«Масленица», включающие произведения устного народного творчества.

Также в своей работе вместе с родителями использовала следующие виды работы:

1. Беседы с родителями коллективные и индивидуальные на тему:

«Развитие речи детей».

2. Разучивание потешек, песенок, стишков, выступление для родителей:

«Посиделки».

3. Анкетирование для родителей на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству».

4. Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Вывод:

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного - речевого развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В результате приобщения младших дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

В дальнейшем своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

Изучение методической литературы:

1. Князева О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Детство – 2008.

2. Козырева Л. М., «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.

3. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа», М., 2009.

4. Янушко Е. А. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5-3 лет». М., 2009.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2020 в 22:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Обухова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД