Обухова Ольга
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта :
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока. если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Младший возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Произведения устного народного творчества являются ценным материалом для речевого развития детей не только в ведущем виде деятельности – игре, но и при освоении многообразного опыта старшего поколения.
Цель проекта : Использование устного народного творчества как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
2. Знакомить детей с окружающим миром, с укладом жизни и быта русского народа.
3. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.
Методы и формы проекта :
Для реализации проекта я использую разные виды методов.
Словесные: беседы, рассказ, коллективное чтение.
Игровые: дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры.
Наглядные: демонстрация и иллюстрация картин, плакаты, альбомы, мультимедийные пособия.
Также в своей работе я использую формы:
Тематические и открытые занятия, досуги, наблюдения, игры, разучивание потешек, стихов, загадок; консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, свободно самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Объект исследования: дети младшей группы
Предмет исследования: влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста.
Предполагаемый результат: ребёнок владеет активной речью, включенной в общение, речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Содержание практической деятельности:
1 этап: Изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего
детства побуждать к речевой активности.
Изучение опыта построения педагогического процесса с детьми младшего возраста позволили определить следующие моменты, позволяющие расширить и упростить процесс развития речи :
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Побуждая наблюдать за взрослым и повторять его движения, сопровождение действий произведениями УНТ, певучими и выразительным, ребенок учится говорить, становится более самостоятельным. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
Повторное использование фольклорных сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Произведения устного народного творчества эмоционально выразительны, понятны и интересны детям, не вызывают надоедания. Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.
Уровень сложности материала для занятий с детьми младшего возраста должен быть адекватен возрасту. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
Произведения народного творчества проверены веками, малыши с удовольствием пытаются выполнить задание. Главная задача воспитателя - подбадривать детей. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
Вывод: материал УНТ доступен для маленького ребенка, многообразие дает возможность усложнению одного и того же задания постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо планировать работу с произведениями таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии : можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время выполнения культурно-гигиенических процедур необходимо гибко варьировать количество используемых произведений малых фольклорных форм, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
2-й этап – работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами русского народного творчества.
Данный проект осуществлялся мною в МАДОУ детский сад 52. Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:
1. Проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребёнком определё нного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм: в рисование, лепке, конструирование.
2. Подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
3. Подобрана и оформлена, рассказана и обыграна картотека потешек, песенок, прибауток.
4. В группе имеется настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр рукавичек: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»,
5. «Три медведя».
6. Мною наполнены наголовники по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Жили у бабуси».
7. Составлена картотека по народным играм : «У медведя во бору»,
«Огуречик, огуречик», «Морская фигура». Также любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод»,
«Угадай, кто я».
8. В группе есть аудио и видеокассеты со сказками и песнями.
9. Проводятся открытые мероприятия и праздники.
10. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы.
Так дети любят качаться на лошадке и приговаривать:
«Еду, еду, к бабе. К деду
На лошадке, в красной шапке».
Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приёме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности.
При умывании:
«Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели.
Чтобы щёчки горели.
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок».
Перед обедом мы проговариваем:
«На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно.
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «спасибо».
Перед сном:
«Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ёжик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже».
Также на протяжении всей моей работы я проводила занятия на тему:
«Котя – котенька», «Кукла заболела», «Петушок и его семья», в которых знакомила детей с устным народным творчеством.
3-й этап – взаимодействие с семьями воспитанников.
Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно поэтому я регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности.
Для наших родителей регулярно проводятся утренники, мероприятия и праздники вместе с родителями: «Осень», «Новый год», «8 марта»,
«Масленица», включающие произведения устного народного творчества.
Также в своей работе вместе с родителями использовала следующие виды работы:
1. Беседы с родителями коллективные и индивидуальные на тему:
«Развитие речи детей».
2. Разучивание потешек, песенок, стишков, выступление для родителей:
«Посиделки».
3. Анкетирование для родителей на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству».
4. Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Вывод:
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного - речевого развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
В результате приобщения младших дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
В дальнейшем своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
Изучение методической литературы:
1. Князева О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Детство – 2008.
2. Козырева Л. М., «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.
3. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа», М., 2009.
4. Янушко Е. А. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5-3 лет». М., 2009.