Романова Галина
Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Романова Галина Викторовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок»
г. Гуково Ростовской области
Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Публикация «Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речевого развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Работая с детьми с ОНР я, в первую очередь, обратила внимание на то, что дети отстают от своих сверстников не только в речевом, но и в психологическом и в физическом развитии. У таких детей слабо развита и общая и мелкая моторика. Зачастую они не могут не только правильно пользоваться карандашом, кистью, ножницами, но и просто правильно держать их в руке. Так как эта проблема очень остра в наше время, я выбрала простой, но достаточно эффективный способ для её решения – тестопластику.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности. «Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.»[6]. «В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне.» [1]. Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. В своей книге «Ребенок учится говорить» М. М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» [3].
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Для овладения письмом большое значение имеют движения рук. Точность движений нарушается, если замедленна скорость движения пальцев. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому я стараюсь создать условия для накопления ребёнком практического и двигательного опыта, развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, развития навыков ручной умелости.
Мной разработан и реализуется проект по художественно-эстетическому развитию детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Всеумейка». Занятия дают детям уникальную возможность создать свой неповторимый, удивительный мир.
Реализация проекта «Всеумейка» (тестопластика) помогает детям не только отражать свою неповторимую самобытность, развить свои способности, реализовать свой творческий потенциал и возможности в декоративно-прикладной деятельности, но и способствует развитию внимательности, наблюдательности, воображения и хорошего вкуса, а также воспитанию упорства, усидчивости, трудолюбия, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка, а так же «ручной умелости» столь важной для поступления ребенка в школу. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность проекта.
Основу проекта составляют практические и комбинированные занятия. Формы организации занятий – индивидуальная и групповая. В процессе обучения дошкольники учатся самостоятельно изготавливать различные сувениры, подарки и украшения как для себя, так и для своих родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, обладают особой аурой, они позволяют проявить ребенку фантазию и индивидуальность, хранят частичку любви и души ребенка.
Почему же с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи я решила заниматься именно тестопластикой?
Поскольку «около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны».[2], то работа с тестом, являясь продуктивной деятельностью выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Поскольку «все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огромное значение. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. [6]. Следовательно, выполнение движений пальцами в процессе тестопластики индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, то есть эти занятия могут оказать неоценимую помощь детям с нарушениями речевого развития.
Тестопластика оказывает также психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Работа с пластичным и мягким материалом успокаивает, снимает тревогу и напряжение, позволяет детям вести себя непринужденно и естественно. В работе с детьми я учитываю их настроение, желание, интересы и возможности. Занятия проводятся под приятную музыку, в спокойной атмосфере, что способствует релаксации и снятию напряжения.
В нашей группе дети с общим недоразвитием речи. Среди них есть дети неуверенные, пассивные, часто отвлекающиеся и работы их примитивны, цвета не яркие. А есть дети любознательные, активные, которые стремятся выполнить работу самостоятельно, им важна оценка их труда. Так, при изготовлении рождественского панно более активные дети сразу заявили, что они хотели бы изготовить фигурки детей, рождественскую елочку, а более пассивные, на первых порах ограничились изготовлением декоративных звездочек, но видя азарт и усердие первых, тоже загорелись желанием сделать что-то еще и изготовили дополнительные более сложные декоративные элементы.
Мои наблюдения показали, что и предметная направленность интереса воспитанников различна. Одни дети больше интересуются лепкой, другие аппликацией, третьи рисованием, четвертые сразу несколькими видами деятельности.
Естественно, что добиться одинаково хороших результатов от всех детей сразу невозможно. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему кусочек теста, необходимо показать, как это сделать. Поэтому мне самой как воспитателю прежде всего пришлось освоить и рисование, и лепку, и, конечно же дать детям возможность наблюдать за процессом создания изделия. Подобные наблюдения вызывают у детей искренний интерес к тестопластике, стремление подражать взрослому, совершенствовать свои навыки.
Особенно интересно детям заняться чем-нибудь новым, необычным. А тесто – материал очень приятный на ощупь, эластичный, экологически безвредный и не аллергенный. Оно более удобно для детской руки нежели пластилин и вызывает у ребенка больший интерес, ему легко придать нужную форму, а изделия из него достаточно долговечны. Работа с тестом доставляет удовольствие и радость. Игра, волшебство, чудесное превращение. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста. Ребенку доставляют огромную радость и восхищение работы, сделанные собственными руками. А самое главное, царящая во время занятий атмосфера дружбы, тепла, взаимопонимания.
Приготовить тесто – занятие довольно трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды, и тесто будет прилипать к рукам, а фигурки расплываться. Не дольешь – тесто будет крошиться, а фигурки при сушке трескаться. Необходим определенный навык.
Поэтому тесто для работы с детьми старшего возраста я всегда замешиваю в их присутствии. Даю им возможность принять участие в этом процессе: понюхать, потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте (белое, мягкое, холодное, можно оторвать кусочек, скатать колбаски, сделать лепешки и т. п.). А детям 6-7 лет это уже по силам самим. Методом проб и ошибок они постепенно учатся получать тесто нужной консистенции, руки приобретают «чутье», и полностью удовлетворяется естественное детское любопытство. В целях развития речи и лучшего запоминания последовательности выполнения работы предлагаю детям при замешивании проговаривать свои действия, например:
«Муку в миску положили, круто, круто посолили,
А теперь воды налили, Быстро тесто замесили».
На первых этапах дети знакомятся с тестопластикой как с видом народно-прикладного искусства. С историей, особенностями, свойствами, с необходимыми для работы с тестом инструментами, простейшими технологическими приемами работы, такими, как:
- Отщипывание – отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывали с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывали его. (Здесь, при выполнении работы, детям, также предлагается произносить несложные тексты для проговаривания выполняемых действий. Для этого я использую потешки, чистоговорки и т. п. Например: «Мы кусочек теста взяли, крепко пальчиками сжали, потянули, потянули, потянули – оторвали…»).
- Сплющивание – сжимание куска теста для придания ему плоской формы при помощи ладоней или пальцев. (Ладу, ладу, ладушки, испечем оладушки, круглые оладушки, как у нашей бабушки).
-"Шлепанье" – энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами, варьируя размах движений. (Хлоп, хлоп, шлеп, шлеп – стал лепешкой колобок).
- Разминание – надавливание ладонями и пальцами на кусочек теста. (Тесто месим, месим, месим,
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто давим, давим, давим,
Тесто жмем, жмем, жмем).
Сначала дети учились раскатывать «колбаски» и лепить из них колечки (баранки, переплетать в жгутики, лепить и украшать плоские фигурки используя для раскатывания теста скалочки, а для вырезания - крышки от бутылок, формочки для печенья, изготавливали ватрушки, печенье, пряники, пирожные для игрового центра «магазин». Затем учились лепить объемные формы: с использованием готовой основы (комок из фольги). Детям предлагалось сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, фрукт или овощ добавив к основе дополнительные декоративные элементы. Облепливая донышки бутылок, вазочек, тарелочек – изготавливали посуду.
Один из этапов изготовления поделок – раскрашивание. Для этого мы используем гуашевые и акварельные краски, фломастеры. Окрашивая готовые поделки, дети учились правильно держать кисть, работать с правильным нажимом на нее, чтобы не оцарапать изделие, учились окрашивать всю поверхность, не оставляя неокрашенных участков, а это очень кропотливый труд, требующий усидчивости. Постепенно дети учились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разной жесткости и размера. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Чтобы несколько разнообразить работу с тестом я предложила детям украсить сырые изделия дополнительными материалами: мелким макаронными изделиями, косточками, семечками, пуговицами, красивыми бусинками, бисером, стразами.
И уже к середине учебного года наблюдался значительный прогресс: воспитанники не только освоили различные способы лепки и старались правильно окрашивать изделие, они начинали творчески подходить к выполнению работы, самостоятельно используя дополнительные материалы. Положительная динамика прослеживается и в развитии речи.
Дети с гордостью и огромным удовольствием дарят свои поделки родителям, бабушкам и дедушкам, детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа. Как правило – это коллективные работы детей. В этом случае используется совместно-индивидуальная форма работы, где дети вначале выполняют индивидуальные работы, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе все работы объединяются в общую композицию. Мы принимаем участие во всех творческих конкурсах для дошкольников.
Хочется отметить, что особенностью тестопластики является комплексность: все упражнения, игры и техники объединены одной темой, осваиваемой на данном этапе. Поэтому на занятиях по тестопластики я широко использую пальчиковые игры, логоритмические упражнения, упражнения для рук с предметами, пальчиковую гимнастику и самомассаж пальцев. Например, если мы лепим елочные украшения, то играем в «Елочки-пенёчки», «Украшаем елочку», слушаем и вспоминаем знакомые песни и стихотворения о елочке, включаем в занятие логоритмические упражнения и пальчиковые игры «Ёлочка», «Ёлочная игрушка», «Снежинка», т. е. выдерживается общая тематика. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме. И конечно же дети постоянно проговаривают свои действия во время работы, фантазируют у кого, что получится в конечном результате, описывают какой они видят свою поделку.
Дети лепят охотно и много, они переносят в работу свой искренний интерес, восхищение или удивление, они не только отражают мир, но и познают его.
Разнообразие тем связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка, а также коррекционно-развивающие задачи – устранение недоразвития речи.
Для повышения интереса детей к результатам своего труда я использую игровые мотивации, и по окончании занятия предлагаю детям обыграть свои поделки. Использование диалогической речи во время игры позволяет не только развивать речь детей, но и облегчить их общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Каждый раз на начало года логопедом проводится диагностика речевого развития детей. Диагностика включает в себя проверку состояния артикуляционного аппарата, сформированность звукопроизношения слоговой структуры слова, навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи. В ходе диагностики выявляется уровень успешности развития речи детей. Сопоставляя результаты стартовой и итоговой диагностики, мы убедились, что занятия тестопластикой приносит свои плоды.
Конечно нельзя утверждать, что высокие результаты достигаются только благодаря занятиям тестопластикой, естественно – это результат комплексного подхода к решению проблемы коррекции речевого развития детей. Но тем не менее тестопластика действительно является эффективным средством, способствующим формированию у ребенка навыков по развитию речи. Эффективность работы проявляется в слаженной работе мелких мышц кисти, в развитии тонких координированных движений руки. Данный результат достигается систематичностью и регулярностью проведения занятий.
Работая с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу, что начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики необходимо, и необходимо как можно раньше.
Работа с тестом способствует формированию у детей таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Что, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка. В результате коллективного творчества у детей формируется умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Во время распределения операций дети высказывают свое мнение, отношение к предстоящей работе, планируют последовательность выполняемых действий. В процессе непосредственной детской деятельности я обращаю внимание на грамотность высказываемых предложений, разнообразие используемых форм речи.
С родителями воспитанников я стараюсь установить доверительные отношения. До сведения родителей доводится информация обо всех достижениях ребенка и в творчестве, и в личном плане благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Литература:
1. Артемьева А. В. /Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. /Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003. – 144 с.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. /Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
4. Кольцова М. М. /Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Просвещение, 1973. – 156 с.
5. Лыкова И. А. /Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста М. : ТЦ «Сфера», 2000. – 112с.
6. Миронова С. А. / Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда - М: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.
7. Светлова И. /Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 72 с.
8. Стародубова Н. А. /Теория и методика развития речи дошкольников. : учебное пособие для студентов учр. ВПО Гриф УМО МО РФ. – М. : «Академия», 2012. – 256 с.
9. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. – М., 1952. – 580 с.
10. Яшина В. И., Алексеева М. М. /Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — 4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 448 с.