кострица ольга юрьевна
Влияние театрализованных игр на психическое развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние театрализованнои игры на психическое развитие ребенка
Наиболее эффективным инструментом развития личности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Дидактическая игра интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т. д. Одним из видов дидактической игры является театрализованная игра, необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой происходит комплексное развитие всех сторон личности дошкольника.
Публикация «Влияние театрализованных игр на психическое развитие ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Куклы-перчатки Ведь помимо развития речи, в такой игре ребенок учится словами и жестами выражать различные эмоции и настроения, работа с перчаточными куклами требует точности движений, гибкости пальцев, концентрации внимания, оставляя при этом простор для самостоятельного фантазирования.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Теневой театр является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей, начиная с раннего возраста. Кроме того что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.
Театр масок – одевая маску, ребенок превращается в своего героя, начинает играть другую роль. Даже робкий ребенок, надев маску злого волка, начнет проявлять активность. А подвижный, активный ребенок в образе лисы учится терпению, сдержанности.
Примерное занятие с перевоплощениями может выглядеть примерно так.
В начале занятия дети встают в круг. Они те, кто есть на самом деле. Передавая по кругу мяч, называют свои имена.
Отправляемся в путешествие. Попадаем в волшебный лес. Превращаемся в деревья. Смотрим, какое дерево самое красивое из всех заколдованных.
Далее, смена действий в лесу. Дети превращаются в сказочных трудолюбивых гномиков, которые ищут сокровища заколдованного леса (поиск сокровищ).
Найденный клад приводит детей в восторг!
Они становятся весёлыми, шумными, летающими над цветками (лес после того, как был найден клад, превратился в цветочную поляну) пчёлками (игра "Пчёлы").
Пчёлкам жарко, они устали. Полетели к морю. Перевоплощаемся в чаек. Чайки кружат над морем, кричат, ловят рыбу.
Пора отдохнуть. Возвращаемся домой. Ложимся на коврики и под спокойную музыкальную композицию отдыхаем.
Подобные занятия педагоги-психологи используют очень часто. Во-первых, это нравится детям; во-вторых, на таких занятиях развиваются психические функции : мышление, воображение, внимание; дети получают коммуникативные навыки, развивают эмоционально-волевую сферу, познают окружающий мир.