Ирина Пузанова
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка
Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка» размещена в разделах
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.
В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность.
Театрально – музыкальные занятия позволяют дошкольникам тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощённость, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду.
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.
Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.
Зачем детям ходить в театр? Театр культурно обогащает зрителей, объединяя в себе несколько видов искусств – литературу, музыку, пластику. Театр, делает их более вдумчивыми и интеллигентными. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания, знакомит ребенка с классическими произведениями, народными сказками, историей. Кроме того, театр развивает любопытство и наблюдательность, ведь все декорации, находящиеся на сцене, не случайны, а тщательно подобраны. И очень интересно, когда дети после спектакля делятся впечатлениями о том, где что было использовано. Таким образом, театр учит ребенка сопереживанию, нравственности, интеллигентности, творческому мышлению, умению анализировать и мыслить критически.
Театр – источник информации для детей об окружающем мире и жизни. Замечено, что чем раньше родители приводят малыша в театр, тем проще проходит у них адаптация в других коллективах (в детском саду, школе, клубах по интересам, спортивных секциях). Театр помогает развивать фантазию и образно-конкретное мышление. Ребенок мысленно примеряет на себя роль полюбившихся героев и думает о том, что, возможно, он бы поступил по-другому. В театре ребенок получает самое бесценное – опыт. Пусть на основе сказки, игр и приключений, но все же это опыт, доступный к пониманию и запоминанию ребенком.