Эльвира Ильиных
Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема «дети и мультфильмы» имеет огромное значение, как у родителей, так и у педагогов и врачей. Сегодня почти для у каждого ребенка есть возможность самостоятельно выбирать какой мультфильм можно посмотреть. Потому что практически у каждого ребенка есть либо компьютер, либо планшет и телефон. Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.
Публикация «Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на развитие их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских).
Всемирная Организация Здравохранения четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть мультфильмы. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон позволяющий смотреть мультфильмы с «0+» – вы только подумайте, не «3+», а «0+»! О чем это говорит родителю? С «0+» можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот «+0». И это, конечно, огромный вред. Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей.
Возьмем, к примеру, современный мультфильм «Monster High» который в открытом доступе показывают по телеканалу «Карусель», возрастное ограничение данного мультфильма +6, но как показывает практика, что не все смотрят на данное ограничение. Создатели анимации не скрывают, что персонажи созданы под влиянием фильмов ужасов и историй о чудовищах. Героини мультфильма - это дочери Дракулы, Франкенштейна, зомби, оборотня, мумии, морского монстра, медузы Горгоны. Выглядят они устрашающе: например, у Лагуны Блю голубая кожа и сине-зелёные волосы, у Клодин Вульф - вампирские зубы и волчьи уши, тело Френки Штейн собрано из трупов и т. д. Всё здесь перекликается с загробным миром (гробы, черепа, оторванные конечности и пр.). Понятно, что ничему хорошему юные зрители не научатся - у детей может лишь пробудиться нездоровый интерес к теме смерти, игровое отношение к покойникам. Кроме того, девушки-героини хотя и учатся в школе монстров, но на самом деле их интересуют только развлечения, мальчики и вечеринки. А, как известно, маленькие девочки часто стараются подражать экранным персонажам.
Возьмем к примеру другой мультсериал «Винкс». Мультфильм девчонок подружек-волшебниц из школы магии, которые постоянно сражаются показывают что добро побеждает зло борясь с ним. Родитель в курсе что почти в каждой детсадовской группе можно наблюдать стайку маленьких девочек, играющих в «Винкс». Все хотят быть Блум, и никто — Техной.
Проведя небольшой анализ данного мультфильма, можно сделать вывод, что феи практически всегда действуют сообща, показываят, что только соединив все способности каждой в единую мощь, они могут противостоять врагу. Девочки из разных социальных слоев сумели найти общий язык — дочка короля запросто дружит с девочками из простых семей.
Но давайте обратим внимание на внешний вид персонажей, откровенные до вульгарности наряды, длинные ноги, обутые в туфли на платформе, огромные глаза и губы. А их одежда: девочек подросткового возраста носит юбку с разрезом от бедра это отрицательный пример для подражания.
Как известно, чересчур яркие, насыщенные цвета, сверкающие, взрывающиеся, грохочущие спецэффекты очень сильно влияют на детскую психику, а все выше перечисленное наблюдается в данном мультфильме.
Так же в донном мультфильме большое множество отрицательных эмоций, явных или мягко выраженных. Девочки подружки постоянно обижаются друг на друга, а если не получают то чего хотят, наказывают друг друга, используя волшебство, манипулируют друг другом с помощью магических чар и тому подобное.
Не стоит показывать детям дошкольного возраста данный мультсериал, он больше подойдет девчонкам 10–12 лет.
А теперь подведем итог, работа зрительного восприятия у детей дошкольного возраста во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.
При просмотре мультфильмов подобного рода у ребенка происходит накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.
Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).
При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:
1) не работают основные виды восприятия;
2) зрительное восприятие пассивно;
3) информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);
4) мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;
5) при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.
Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.
При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.