Наталья Полещук
Консультация «Влияние сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные формы, методы, средства, современные технологии, педагогические пути.
Публикация «Консультация „Влияние сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Своеобразную программу духовно-нравственного воспитания детей содержат сказки. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством духовно-нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни».
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует развитию этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая представлять последствия своих поступков. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка доступна пониманию младшему дошкольнику своей композицией, ярким противопоставлением добра и зла, выразительным языком, динамикой действий, особые причинно-следственные связи и явления делают сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже, когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев.
Детская книга, а именно сказка, должна учить сопереживанию, состраданию. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Моим воспитанникам нравятся больше всего народные сказки. Формы работы со сказками я использую разные. Одна из форм работы со сказкой – это прочтение сказки. Они с большим удовольствием их слушают, внимательно рассматривают иллюстрации. После прочтения мы обязательно обсуждаем сказку и проговариваем чему учит она нас, какова её мораль.
Следующая форма работы – это рисование сказки. После прочтения мы с ребятами выделяем главных героев, обсуждаем, как они выглядят, какова основная мысль сказки и как её можно передать на бумаге. Дети учатся творчеству, развивают фантазию, воображение.
Так же одна из форм работы со сказкой, которую я использую – это кукольный театр. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят им огромное удовольствие. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. Кукольный театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка.
Так же мы уже начинаем пробовать инсценировать сказки. Это одна из самых сложных форм работы со сказкой, которую мы начали совсем недавно использовать. Для ребят инсценирование – новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, воплощаться в образ. Театр – всегда условность, всегда игра. А игра для дошкольника, как известно, – основной вид деятельности, основной способ постижения мира и себя в этом мире. Поэтому психологически инсценирование воспринимается как игра в понравившееся словесное произведение.
Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.