Елена Ульченко
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Публикация «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы, одним словом, а иногда и просто движением головы. Нелегко вызвать у детей фразовую речь. Для выражения своих мыслей малыши используют в основном существительные и глаголы, мало используют прилагательные, наречия, не всегда используют предлоги, местоимения.
Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорит в основном воспитатель, мало говорят дети, т. е отмечается низкая речевая активность. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность.
Цель:
1. Объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
2. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
2. Повысить у детей интерес к устному народному творчеству, обогатить устную речь, развивать фантазию и воображение.
3. У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка, расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками, взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
1. Заучивание потешек, прибауток.
2. Использование пословиц, загадок, поговорок.
3. Чтение художественной литературы.
4. Использование русских народных песен и танцев.
5. Использование русских народных костюмов в праздниках.
6. Применение игрушек и изделий народных промыслов.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.
ПОТЕШКИ
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
***
«Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.»
***
«У котика в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели.
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
«Ротозей, ты, ротозей!
Если дали тебе кашку
Надо есть ее скорей!»
***
«Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.»
***
«Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят, всему миру спать велят.»
Заключение
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.