Ольга Осокина
Влияние родительских установок на детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родительских установок на развитие детей
Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки Позитивные установки
СКАЗАВ ТАК: ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ВОВРЕМЯ ИСПРАВЬТЕСЬ
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье мое, радость моя!»
Публикация «Влияние родительских установок на детей» размещена в разделах
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку.» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей «Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»
«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи «Поплачь, будет легче.»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!»
«Не твоего ума дело.» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?.»
«Одевайся теплее, заболеешь!» Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания «Будь здоров, закаляйся!»
«Не кричи так, оглохнуть можно!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся.»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»(девочке о мальчике) Осложнения в будущем общении, трудности в выборе друга противоположного пола. «Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести»
«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие; озлобленность, агрессивность. «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. «Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность «Смелее, ты все можешь сам!» «У тебя все получится!»
«Всегда ты не вовремя, подожди.» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя. «Давай я тебе помогу!»
Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?.
Я сейчас занят (а).
Посмотри, что ты натворил!
Неправильно! Это надо делать не так.
Когда же ты научишься?
Сколько раз я тебе говорила.
Нет! Я не могу!
Ты сведешь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во все лезешь!
Уйди от меня!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Спасибо!
Что бы мы без тебя делали!
Садись с нами.
Я помогу тебе.
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
Расскажи мне, что с тобой.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.