Татьяна Морозова
Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние развития мелкой моторики руки
на формирование связной речи
детей дошкольного возраста
Морозова Татьяна Алексеевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад № 3 «Зоренька»
Московская область
Г. Лобня
Публикация «Влияние развития мелкой моторики руки на формирование связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если вы действительно хотите счастья своему ребёнку, хотите, чтобы он вырос достойным гражданином общества и доставлял вам больше радости, чем огорчений, то к вопросам правильного его воспитания надо относиться очень серьёзно и вдумчиво. Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в основном зависит от воспитания. Ребёнок должен быть физически развитым, любознательным, сосредоточенным. У него должна быть хорошо развита речь, которая имеет большое значение для развития мышления, памяти, ума. Своевременное и правильное развитие речи ребёнка должно быть предметом постоянного внимания родителей и педагогов. Уже с рождения ребёнка нужно учить смотреть, осязать, слушать.
Учёные, изучавшие историю развития человечества, пришли к выводу, что первым способом общения древних людей были жесты и мимика, где первичная роль отводилась руке. Прошло много лет, когда на смену языку жестов пришла словесная речь.
Во взаимодействии двигательных действий пальцев рук и слов, произносимых взрослыми, ребёнок способен быстрее нацелиться на простейшие мыслительные действия.
Важно заметить, что никаких мыслительных задач ребёнок не решает. Но очень важно, что он волей – неволей обращает внимание на то, что между предметами, пальцами рук, имитирующими движения и словом, устанавливается прочная связь. Так исподволь, малыш готовится к тому, чтобы находить такую связь самостоятельно. Это важная ступень в развитии мышления ребёнка.
Итак, на протяжении первого года, малыш овладевает значительным числом действий и движений. Но способность воспринимать предметы и их свойства, представлять их себе, думать о них, всё это складывается лишь постепенно, по мере того, как ребёнок знакомится с окружающим миром.
Постепенно речевая активность ребёнка усиливается. Запас слов быстро нарастает. Но уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Многие дети слабо расширяют и обогащают свой словарный запас, речь их скудна и однообразна. У них происходит задержка речевого развития, вследствие чего они трудно общаются со взрослыми и сверстниками. Они чувствуют свою ущербность, держатся обособленно, трудно идут на контакт с окружающими, становятся замкнутыми и неразговорчивыми. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься индивидуально, используя методы для развития крупной мелкой моторики рук. Насколько хорошо ребёнок владеет своими пальчиками можно судить о его интеллектуальном развитии.
Стимулирующее влияние функции руки отмечали все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей. И. П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, отмечая «…чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, мышление».
Исключительную роль движений двигательно-кинетического анализатора в развитии речи и мышления показали исследования И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева. По мнению В. А. Сухомлинского: «…истоки способностей и дарования детей – в кончиках их пальцев».
С тем, что движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, были согласны и современные психологи, логопеды и педагоги: А. Я. Мухина, Т. А. Ткаченко, Е. С. Анищенкова, М. Я. Аксёнова и др.
В моей работе проблема по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, является первостепенной. Для её решения я продумала, какой материал поможет в достижении цели, подобрала специальную литературу, выработала план. Я разработала диагностические тесты, в которые включила задания на определение степени ловкости рук и пальцев, координацию движений и пространственных представлений. Моя задача – улучшить работу координаций движений пальцев, общую двигательную активность и выработке навыков самообслуживания.
Для достижения поставленных задач я использую различные методы и приёмы. Словесный метод. Он заключается в общении – объяснении при рассматривании наглядных объектов, уточняющие вопросы, диалог между детьми и воспитателем служат для развития понимания речи взрослого. Мои объяснения предельно краткие – лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия.
Для обогащения, уточнения и расширения словаря используется самое ближайшее окружение ребё нка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Поэтому я широко использую наглядность, а то уже наглядно-действенный метод. На занятиях ребёнок имеет возможность рассмотреть предмет (форма, величина, цвет, используются картинки – схемы, элементы мнемоники.
Практический метод. Для лучшего усвоения знаний, необходимо применять их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, все дети выполняют задания на мелкую моторику. Мне остаётся лишь дать единичные указания и предложить необходимую помощь.
Важно не просто знакомить ребёнка с определённым предметом. Надо его заинтересовать в действии с ним, поэтому используются игровые приёмы усвоения информации : комплексы самомассажа в занимательной стихотворной форме, различные пальчиковые упражнения и игры, использование сюрпризной ситуации. Всё это расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Самомассаж ладоней и пальцев рук я провожу в стихотворной форме. Для массажа используются: шишки, каштаны, жёлуди, бельевые прищепки, шестигранные карандаши, грецкие орехи, шарики су джок.
Пример самомассажа:
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (нажимаем пальцами на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Моя практика очень разнообразна. Огромная подборка словесных и дидактических игр по разным лексическим темам очень помогает мне в работе.
С большим увлечением сочиняю стихотворения и в стихотворной форме провожу пальчиковую гимнастику.
Вот пример пальчиковой гимнастики и стихотворения, которые сочинила сама:
МЕБЕЛЬ
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки, кулачки)
Будем мебель мы считать!
В шкафу одежду мы храним, (загибаем пальчики)
В кровати мы спокойно спим.
Рядом – тумбочка, диван,
Кресло, стол, буфет, сервант…
Ступая тихо на паркет –
Мы ставим в кухне табурет.
Всю мебель перечислил я, (сжимаем, разжимаем кулачки)
В квартире без неё нельзя!
Или:
Есть у меня в шкафу жираф,
А под кроватью спит медведь.
Котёнок, лапочку задрав,
Не хочет на столе сидеть.
А Зайка - друг любимый мой!
И маме вовсе не понять,
Зачем беру его с собой,
Когда иду во двор гулять…
Дети очень полюбили игры с крышками в «сухом бассейне»,
с увлечением играют конструктором лего.
Разработаны практические занятия по каждой лексической теме.
Делаю дидактические игры из крышек, которые пользуются большим успехом у детей.
Создание предметно – развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» предполагает создание необходимых условий для развития мелкой моторики в стенах детского сада. Каждый предмет в группе может нести свою дидактическую роль – стать «развивалочкой». Я постаралась создать среду, окружающих ребят таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана по данной тематике необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Проведение таких игр – занятий способствует развитию тонкой моторики пальцев рук, совершенствует координацию движений, способствует формированию сенсомоторных способностей.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Свою работу я организовала в совместной и индивидуальной деятельности.
• Самомассаж.
• Пальчиковые игры.
• Игры на развитие тонких движений руки.
• Игры с предметами.
• Деятельность с дидактическими играми.
• Игры в «сухом бассейне».
• Игры с манкой.
• Игры с конструктором лего.
Работа с родителями.
Как правило, ни одну задачу по развитию и воспитанию ребёнка нельзя решить без участия родителей. В начале года я провела консультацию на тему «Пока мама занята…», где рассказала о необходимости развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста и предложила осуществлять работу в таких направлениях, как:
-специальные игры (упражнения для развития мелких движений пальцев);
-обучение умению управлять точными движениями в быту, попутно приобретая навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием пальчиковых игр в стихотворной форме.
Здесь преследовалась цель проводить совместную работу по развитию внимания, усидчивости, координации движений пальцев и запоминания стихотворных текстов.
В родительском уголке были размещены рекомендации по развитию мелкой моторики : «Игры с прищепками», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, как занять ребёнка», книга «Песочная терапия».
Цель будет достигнута, если родители убедятся в важном значении поддержания интереса к играм на развитие мелкой моторики руки, необходимости и правильности их проведения. А с задачей доведения информации до родителей можно справиться с помощью консультаций, наглядного материала и индивидуальных бесед.
Заключение.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, я способствовала развитию мелкой моторики. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.
Литература:
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1977г.
Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., Педагогика, 1973г.
Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.
Краузе Е. Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003
Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.