Алла Доспалова
Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста
Введение
Всестороннее развитие детской личности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Одно из главных условий – развивать личность детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования, лепки, аппликации и рисования.
В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Именно продуктивная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Понятие продуктивной деятельности
Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом, которое
в контексте его публикаций рассматривается как синоним понятия «творчество». Дальнейшее развитие получило в работах И. Г. Фихте, который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа.
Развитие продуктивной деятельности определяется наличием
у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу,
так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д. Результатом (продуктом) этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия и другое, осознаваемые когнитивные и личностные изменения.
Виды продуктивных видов деятельности
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную
и конструктивную. Они имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
• Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор
для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д.
• Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции.
• В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми
и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями
и признаками простейших геометрических форм, получают представление
о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу,
в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
• В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся
в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, эстетическое и нравственное воспитание. Также конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества (устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.
Таким образом, продуктивная деятельность является эффективным средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде.
Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.
Значение продуктивных видов деятельности на эстетическое воспитание дошкольников
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально волевой сферы, умений и навыков, эстетическим, нравственным и физическим воспитанием дошкольников. Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему важная задача комплексного подхода
к воспитательному процессу. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.
Для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств немаловажная роль отведена продуктивной деятельности.
Она открывает для дошкольников мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Итак, продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся.
В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
Такое простое, казалось бы, занятие рисование открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для познания прекрасного, выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.
В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. В свою очередь, это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления и творческой активности ребенка.
Таким образом, продуктивная деятельность является эффективным средством всестороннего развития детей. В частности, обучение рисованию, лепке, аппликации и конструированию играют важную роль в эстетическом воспитании. Данные виды продуктивной деятельности позволяют воспитывать у дошкольников эстетические чувства. Они формируются в процессе изготовления продукта деятельности, так как продуктивная деятельность является по своей сути художественной. На занятиях продуктивной деятельностью ребенок знакомится с реальным миром красоты, чувствует и видит прекрасное, окружающее его.
Заключение
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству тесно переплетена с продуктивной деятельностью и является важным компонентом всестороннего развития детей. Это способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду большое место отведено эстетическому развитию детей. В воспитании эстетических чувств ребенка важную роль играет продуктивная деятельность. Специфика занятий продуктивной деятельностью дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Потребность видеть красоту в окружении себя, у ребенка отмечается с раннего детства. Задача взрослых учить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, любоваться предметами быта, замечать красивое в окружающем мире, а также вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой. Родители и воспитатели должны обращать внимание ребенка на красоту и гармоничность природы.
Положительные эмоции составляют основу эстетического воспитания
и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. Таким образом, можно сделать вывод, что продуктивная деятельность выполняет важную роль в эстетическом воспитании дошкольников.
Используемая литература:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
2. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова.
- М. : Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.
Дополнительные источники:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду / А. П. Аверьянова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
2. Горбунова Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №1. - С. 55-57.
3. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии: Цикл игровых занятий по изобразительной деятельности дошкольников / Л. Колобова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 19-26.
4. Толкачёва С. Г. Конструирование и детский дизайн / С. Г. Толкачева, Л. П. Руденко, Г. В. Федорцова. - Минск: Новое знание, 2010. - 96 с.
5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. - М. : Владос, 2000. – 160 с.