Ольга Перцева
Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей второго года жизни
Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. С конца первого года жизни ребенок замечает и учитывает в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства. Теперь он выполняет различные действия с предметами. Эти действия называются соотносящимися. Большая часть дидактических игрушек подсказывают малышу, какие действия нужно произвести для достижения результата. Соотносящиеся действия обогащают и совершенствуют чувственный опыт ребенка. В процессе этих действий развивается мелкая моторика рук малыша, глазомер, движения кисти и пальцев рук становятся более совершенным. Ребенок постепенно начинает контролировать движение рук с помощью зрения. Ребенок конца второго года жизни учится соотносить по одному признаку, например, цвету или величине. К концу третьего года жизни начинает соотносить предметы по двум признакам, например, цвет и величина или форма и величина. Развивается сообразительность и память ребенка. Ребенок запоминает последовательность действий, воспроизводит сортировку необходимых деталей, отличает существенные и несущественные признаки. Но пока ему еще не обойтись без руководства взрослых. Задача взрослого подвести ребенка к выполнению нужных действий, придать его действиям целесообразный характер в увлекательной, игровой форме. Это эффективный способ обучения ребенка. К концу третьего года жизни ребенок свободно ориентируется в разных формах. Развитие орудийных действий начинает зарождаться на втором году жизни и к трем годам овладение ими происходит наиболее интенсивно. Это действия, которые предполагают воздействия одного предмета на другой. Сначала ребенок действует предметом-орудием как продолжением руки (ручные действия, затем действия переходят в разряд орудийных. Переход от ручных действий к орудийному происходит под влиянием образца, который предлагает взрослый. В ходе совместной деятельности взрослый передает ребенку общественного выработанные способы управления предметов. Даже, когда ребенок уже осуществляет действия правильно и самостоятельно, он продолжает ориентироваться на отношение и оценку взрослого. В течении третьего года жизни действия ребенка с предметами становятся все более разнообразными и ловкими. Ребенка все больше привлекает результат, чем процесс выполнения. Отношение его к своей деятельности меняется. К трем годам в самостоятельных занятиях и играх начинает руководствоваться собственным замыслом, стремиться к достижению успеха. Это свидетельствует не только о совершенствовании предметной деятельности, но и о развитии познавательной активности ребенка. Следует отметить, что познавательная активность ребенка развивается не только при руководстве взрослого, но и в ходе свободной, самостоятельной практической деятельности.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
Объектом познания в раннем возрасте являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно – манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
Третий год жизни — период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша — вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, —вызывает его исследовательский интерес, становится проблемой для ума. В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Детское экспериментирование —важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. Этот вид деятельности не задается в прямом виде взрослыми, а осуществляется ребенком самостоятельно или посредством косвенных воздействий старших. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. В свободной исследовательской деятельности ярко представлен момент саморазвития : преобразуя объекты, ребенок открывает их свойства, которые побуждают производить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает малышу возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш: активно стремится к новым впечатлениям, любит
наблюдать за окружающим; быстро обнаруживает новое, стремится сразу же
исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить и развить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Пульт от телевизора, венчик для взбивания, связка ключей, туалетный ершик и молоток - все эти вещи обладают для детей раннего и дошкольного возраста большой притягательной силой. Эти вещи из взрослого мира интересуют их больше, чем любые игрушки. И неспроста, потому что эти предметы полны секретов, которые дети хотят разгадать. Сталкиваясь с вещами из повседневной жизни, подражая в обращении с ними взрослым, дети открывают для себя важные законы мироустройства, обретают полезные знания и навыки. Кроме того, многолетние наблюдения показывают, что дети, которым разрешают лазать самостоятельно по саду, рыться в шкафах, пробовать на вкус ложки, чувствуют себя более счастливыми и более уверенными в своих силах, чем их сверстники, чьи действия ограничены строгими рамками детского манежа и разнообразными запретами.
Самые ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребенок впервые протянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют все события. Память обогащается все новыми и новыми фактами, и наконец, наступает такой момент, когда благодаря переходу количественных изменений в качественные появляется новая форма манипулирования — сознательная. Теперь ребенок осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и многое запоминают путем запечатления, но наблюдение как целенаправленный процесс у них еще отсутствует.
Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами — как игрушечными, так и настоящими. Все действия — и свои, и ребенка — взрослый сопровождает словами. Их смысла ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. Таким образом, в течение первого года жизни ребенок должен :
• манипулировать предметами;
• смотреть, как это делает взрослый;
• начать запоминать значение некоторых слов.
На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности ребенка по манипулированию предметами. Новым в данном возрасте становится управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные действия по просьбе взрослого. Одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!». К пониманию смысла этого слова он должен прийти через собственный опыт, который бывает не только приятным, но и огорчительным. Чрезмерное увлечение словом «Нельзя!», использование его без подкрепления реальными отрицательными последствиями лишает ребенка возможности приобретать собственный опыт, вследствие чего теряется вера в это слово.
Речь воспитателя становится более лаконичной и четкой, поскольку теперь ребенок должен понимать почти все слова. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослые должны принимать самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
К концу второго года жизни дети называют полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени у них имеются правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.
К трем годам дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.
Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался ребенок, а также его индивидуальными особенностями.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но и в эмоциональной вовлеченности, настойчивости, удовольствии, которое ребенок получает от своей деятельности. Богатая и разнообразная среда, побуждающая ребенка к активным действиям, является важнейшим условиям развития его познавательной сферы.
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей и влечет за собой психическое развитие. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной, импульсивной активности и развития произвольности, настойчивости и самостоятельности. Наиболее эффективно он овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Совместная деятельность не должна быть навязана ребенку, однако, откликаться на просьбу нужно обязательно. При этом важно не ограничивать инициативу ребенка, важно, чтобы он сам научился выделять нужные свойства предметов. Главное – вызвать интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать желание действовать. Следующая задача взрослого, это развитие познавательной активности, создание условий для ознакомления с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования. Необходимо постоянно поддерживать природное любопытство ребенка, поощрять проявление интереса к окружающему. Наблюдение за явлениями природы нужно сочетать с интересными играми и занятиями. В ходе занятий ребенок будет знакомиться с различными свойствами объектов живой и не живой природы, получит представление об их отличительных признаках.
Непременным условием благополучного развития ребенка является организация разных видов детского экспериментирования. Огромный простор открывают игры с водой, красками, бумагой, песком. Исследовательский интерес можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, используя зеркало, магнит, фонарик и т. д. Для развития познавательной активности полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут носить чисто исследовательский характер. Богатые возможности для развития ребенка дают музыкальные игрушки и разные звучащие предметы. Экспериментирование со звуковыми предметами способствуют формированию интереса к миру звуков, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата. В ходе разнообразных соотносящих и орудийных действий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуществляется развитие всех сторон психики ребенка.