Надежда Кызъюрова
Влияние пальчиковых игр на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известны еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев, типа нашей «Сороки-Белобоки», поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Так, например, массаж большого пальца – повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-Ворона». «Ладушки», и им подобные народные игры, нечто иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующее, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительной функции речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить, если возможно, показать его творческие достижения. Например, папе и ли бабушке. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяют движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка. Есть игры, которые не только активно воздействуют на речевые центра ребенка через мелкую моторику, но и пассивное воздействие, - комплекс игр – усыплялочек и игр – просыпалочек.
Игры - усыпалочки, используются в ходе приготовления ребенка ко сну, они помогают снять напряжение и вечернюю активность. Речевое сопровождение колыбельными потешками с успокаивающей ритмикой текста расслабляет и убаюкивает ребенка.
Игры - просыпалочки проводятся тогда, когда ребенок уже проснулся, но еще лежит в постели. Можно использовать их тогда, когда нужно разбудить ребенка. Это своеобразное ласковое пробуждение малыша с помощью легкого утреннего массажа тела и рук.
Пальчиковые игры нужно обязательно чередовать играми-переменами, «например, переменка, прядки и т. д.) показывать, как ходят, прыгают, ползают те или иные персонажи потешек, в которые вы только что играли, при этом ребенок может издавать звук.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста нужно начинать развивать его руки : пальцы и кисти.
В развитии ребенка существуют периоды когда, он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от 1,5-3 лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется обучение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к 3 годам жизни движения пальцев у ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3 месяцев.
Начиная с 1,5 лет используются более сложные пальчиковые поддержки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет-задания, специально направленные на развитие движений пальцев.
Играть в различные шнуровки; учить застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, раскручивать и закручивать ленточку; игра в кубик (собирать башни, домики, дорожки и прочие); собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми к друг другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз.
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости
Малышам от 1 года до 3 лет упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания усложняются.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки, переутомления.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
- разминать пальцами пластилин, глину, лепить.
- запускать пальцами мелкие волчки
- катать по очереди каждым пальцем камешки, бусенки, шарики.
- сжимать и разжимать кулачки.
- двумя пальцами руки : «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто бежит.
- показать отдельно только один палец, затем два и т. д.
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- махать в воздухе только пальцами.
- кистями рук делать «фонарики».
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- собирать все пальцы в щепотку.
- нанизывать крупные шарики, пуговицы, бусенки на нитки.
- застегивать пуговицы, молнии.
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- складывание матрешек.
- рисование в воздухе.
- игры с песком, водой.
- рисовать, раскрашивать.
Методические подходы к использованию пальчиковой гимнастик, пальчиковых игр в воспитательном процессе с детьми.
Искусство педагога заключается в способности через игровые действия, пальчиковые упражнения осуществлять руководство познавательной деятельности детей, использовать их форму обучения.
Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом потешек способствует развитию речи у ребенка, расширению его словарного запаса, улучшению памяти, воображению, активизируют мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение мышц рук и всего организма в целом. Улучшает эмоционально-психическое состояние ребенка, т. к. в работу включается слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное, ребенок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, для развития речевых навыков малыша. Фольклорно-игровые занятия с использование движения рук имеют свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены. Простота и мелодичность позволяют ребенку запомнить не только слова, но и движения пальцев рук. Многократное повторение фраз, ритмичность позволяют ребенку самостоятельно выполнять несложные движения пальцами рук. Обыгрывание потешек с помощью имитационных движений активизирует внимание ребенка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития в мелкой моторике рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развить речь;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность.
Использую пальчиковые игры и упражнения как средство познавательного воспитания и формы обучения, педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
- системность и комплексность;
- повторность движений;
- взаимосвязь с фольклором;
- универсальность;
- игровая форма поведения.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Итак, задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности ребенка. Большое влияние на воспитание познавательной активности показывает взрослый; правильность его руководства во многом определяет результат активности малыша на занятиях и самостоятельной деятельности.
Кроме того, уровень мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития ребенка.