Елена Гаранина
Влияние оригами на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Публикация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие и совершенствование речи зависит от сформированности моторики пальцев рук. Сначала развивается мелкая моторика, а затем появляется артикуляция слогов. Если моторика пальцев не развита, то задерживается и речевое развитие детей.
Одним из видов деятельности, которое помогает развивать точность и координацию движений, а также воздействовать на интеллектуальное развитие детей и речь является оригами - (с японского «сложенная бумага») — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Во время занятий оригами дети учатся не только работать с бумагой, но и развивают пространственное воображение, учатся удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. С использованием оригами на занятиях развивается устная речь ребенка, она становится красивой и грамотной, дети начинают свободно общаться между собой и со взрослыми. На регулярных занятиях с применением техники оригами у детей происходит тренировка пальцев, которая ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания фигур из бумаги у детей расширяется и развивается словарный запас, они узнают много нового. Изготовляя игрушки способом оригами, у детей развивается диалогическая речь, так как во время занятий с детьми ведутся беседы, где обсуждаются различные вопросы. Также развивается монологическая речь : дети учатся описывать сделанную игрушку, вспоминают и рассказывают сказки с её участием. Кроме этого дети отвечают на вопросы — с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог и т. д. Помимо этого улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.
Таким образом, применение техники оригами в работе с детьми играет важную роль: не только расширяет кругозор детей, но и помогает сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить словарный запас.
Есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную инновационную педагогическую технологию речевого развития ребенка-дошкольника. Взаимосвязь этой технологии с основными приемами педагогической работы позволяет воспитанникам преодолеть трудности речевого развития на основе яркого творческого самовыражения.
Использование оригами благоприятно влияет на отдельные компоненты речи :
1. Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
2. Звукопроизношение.
Произнесение слогов и слоговых сочетаний, слов - способствует расширению и обогащению речевого опыта, развивает артикуляционный аппарат, способствует выработке правильных артикуляционных укладов.
3. Развитие грамматического строя речи.
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое применение дидактических игр и упражнений с использованием техники оригами, является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи.
4. Обогащение и уточнение словаря.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании.
5. Развитие связной речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно разнообразить традиционные формы работы, использованием техники оригами.
6. Рассказ по сюжетной картине, выполненной с помощью техники оригами. Отмечено, что значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее — то есть конец рассказа.
Таким образом, изготовление оригами для детей является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Использование техники оригами действительно развивает способность работать руками, приучая к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, учит концентрации внимания, развивает пространственное воображение и, конечно же, развивает речь.
Мне, как педагогу, хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребенка.