МААМ-картинки

Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста

Анна Овада
Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики

детей дошкольного возраста

Овада Анна Валерьевна

Педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида «Весна» anna.27061992@mail.ru

Статья посвящена вопросам телевизионных предпочтений детей дошкольного возраста, а также проблеме влияния мультфильмов на детскую психику. В статье приводятся результаты соответствующего исследования, проведенного на базе двух детских садов г. Волгодонска.

Публикация «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста; Мультфильм; Самосознание ребенка; Идентификация; Мультипликационная аддикция; Мультипликационная агрессия; Мультпликационное опустошение; Возрастной ценз.

Современные средства мультимедиа постоянно совершенствуются, они уже давно доступны для широких масс населения, практически в каждой семье есть устройство для открытия DVD дисков или для доступа к on-line просмотру. Это позволяет детям ежедневно, иногда бесконтрольно, часами смотреть мультфильмы. Исследователи констатируют, что среднестатистический городской ребенок каждый день смотрит мультфильмы различного формата, предназначенные для различных возрастных категорий, и это занятие для дошкольников является любимым.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы воздействия мультфильмов на детскую психику, этот вопрос не является предметом целенаправленных научных исследований. Между тем, осознание указанной проблемы в научном сообществе все-таки существует. Так, например, Аромштам М. С. отмечает, что мультфильмы заслуживают серьезного психолого-педагогического анализа, так как они оказывают большое влияние на детские жизни [1, с. 3].

Как правило, мультипликацией называют «рисованный фильм», «множественное наложение», когда при просмотре пленки рисунки складываются в естественные движения персонажей мультфильмов. Норштейн Ю., известный мультипликатор, считает, что мультипликационный фильм – это «прежде всего игра, тайна. Детей очень привлекает то, что неизвестно, с одной стороны – пугает, а с другой – притягивает». Так же он отмечает, что «игра персонажа - это психологическое наполнение фильма» [2]. Именно в характере и поведении персонажа находят отклик переживания ребенка. В то же время, ребенок стремится отслеживать действия героя, чтобы суметь дать им оценку, рассматривая детали мультфильма, ребенок черпает для себя новую информацию, усваивает демонстрируемые модели поведения.

По оценкам специалистов, во время просмотра мультфильмов дети идентифицируют себя с героем. Данное обстоятельство следует расценивать как ценный этап в развитии самосознания дошкольника, ведь через сравнение себя с другими, пусть и с героями мультфильмов, ребенок приходит к познанию себя и своих чувств. Марцинковская Т. Д. отмечает, что «… новая идентичность, если она формируется в процессе эстетического восприятия, во многом становится основой тех новых смыслов, новых образов, которые входят в самосознание человека и вызывают эмоции и к героям, и к самому себе» [3. с. 58].

При сравнении себя с героем мультфильма у детей формируется цель – тот эталон, к которому нужно стремиться. Через идентификацию себя с любимым героем мультфильма ребенок может научиться позитивно воспринимать себя, может справиться со своими страхами или трудностями. Так же отмечается, что мультфильмы способствуют развитию увлечений ребенка. Демонстрируемые на экране события могут стать новой, ценной информацией для ребенка, таким образом расширить круг осведомленности. Мультфильмы формируют взгляды ребенка на окружающий мир, развивают воображение и мышление, совершенствуют навыки общения и социализации.

При этом необходимо учитывать, что мультфильмы оказывают не только позитивное влияние на формирование и развитие детской психики. Исследователи указывают на следующие проблемы, которые все чаще возникают в последнее время у детей, регулярно просматривающих мультфильмы :

мультипликационная аддикция - ребенка невозможно отвлечь от мультфильма, он может смотреть мультфильмы целыми днями. Подобное явление сильно трансформирует волю ребенка, отрывает его от полезных видов деятельности - рисования, игры, конструирования;

мультипликационная агрессия - отмечается резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения ребенка, сразу после просмотра мультфильма. В таких случаях, мультфильм становится источником жестоких и агрессивных моделей поведения, которые определяют объективное отношение ребенка к окружению;

мультипликационное опустошение – после длительного просмотра мультфильмов ребенка постигает чувство апатии, снижение общего тонуса, прослеживаются признаки депрессивного состояния [4. с. 92].

Для того чтобы выяснить предпочтения детей и родителей в выборе мультфильмов, было проведено исследование, в котором приняли участие 227 родителей, каждый из которых имеет по одному или по два ребенка дошкольника, общее количество детей в исследовании – 233. Исследование проводилось на базе двух детских садов г. Волгодонска: МБДОУ ЦРР д/с «Мишутка» и МБДОУ д/с «Весна». Родителям предлагалось заполнить «лист наблюдения», где они указывали названия мультфильмов, выбираемые детьми чаще всего, при этом учитывались половые различия дошкольников, а возрастной диапазон был задан периодом 6-7 лет.

Результаты проведенного исследования показали, что у мальчиков возрастной категории 6-7 лет на первом месте стоит мультфильм «Щенячий патруль» (42, 2 %, на втором месте фильм «Человек паук» (33, 7 %, на третьем - «Тачки» (25, 5 %).

Девочки 6-7 лет отдают предпочтение мультфильмам «Винкс» (39, 5 %, «Холодное сердце» (33 %, «Моя милая пони» (27, 5 %).

Главный вывод, который приходится констатировать по итогам исследования, состоит в том, что родители пренебрегают рекомендациями, сопровождающими подобную видео-продукцию: и мультфильм «Человек паук», и мультфильм «Винкс» соответствуют просмотру возрастной категорией (10 +). Однако данная рекомендация не стала препятствием для родителей, допускающих ежедневный просмотр указанных фильмов дошкольниками 6-7 лет.

Мазурова М. В. и Соколова М. В. в исследовании, посвященном, влиянию мультфильмов на игру детей, дают своеобразную оценку мультфильмам «Винкс» и «Человек паук» : «В мультфильме «Винкс» около 158 персонажей в 104 сериях, из них 13 злодеев и 24 монстра. В мультфильме «Человек паук» около 10 героев, 23 злодея, всего около 75 персонажей в 75 сериях». Анализируя сюжеты мультфильмов, исследователи констатируют: «Главные героини мультфильма «Винкс» - девушки 15-17 лет с яркой, модельной внешностью, у них есть молодые люди, так же у них большое количество врагов и не очень много помощников. Человек паук – Питер Паркер студент, ему 21 год, его тайное Альтер-эго (паук) – главный герой. У него романтические и партнерские отношения с Мери Уотсон и Фелицией Харди. Сюжет строится на противостоянии злу» [4. с. 103]. Исследователи делают вывод, что помимо основной проблемы – негативного воздействия, которое несет постоянное присутствие в кадре агрессивного поведения «плохих» персонажей, существует и другая - возраст главных героев, их внешность и род занятия, часто остаются не понятными для детей дошкольного возраста.

Исследователи пытаются привлечь внимание еще к одной проблеме: героини большинства зарубежных мультфильмов «нарисованы» таким образом, что частый просмотр детьми мультфильмов с их участием рано или поздно может привести к угасанию функции продолжения рода. Так может произойти потому, что образ мультипликационной женщины лишен романтики и целомудрия, но при этом наделен взрослым реализмом, демонстрацией агрессии и жестокостью. Традиционные для российского общества женские качества, которые «прорисовывают» отечественные мультфильмы - целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство - рискуют отойти на второй план, поскольку тенденция предпочтения мультфильмов уже развернулась в направлении западной киноиндустрии.

В заключении необходимо подчеркнуть, что все мультфильмы, предлагаемые для просмотра дошкольникам, должны подвергаться тщательному психологическому анализу экспертами, а родителям при выборе телеменю для детей настоятельно рекомендуется проявлять строгость и последовательность, особо обращая внимание на возрастной ценз мультфильмов.

Литература:

1. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы : психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. Серия дошкольное образование». Вып. 2 (8). М. : Чистые пруды, 2006.

2. Норштейн Ю. Есть еще полутона… [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusbatya.ru/prekracnoe-i-poleznoe/item/644-yurij-norshtein

3. Марцинковская Т. Д. Исскуство в современном мире – новые формы и новые механизмы восприятия // Культурно-историчекая психология. 2007. № 2 С. 56

4. Психолог в детском саду // 2011. № 1. Москва - Обнинск.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2015 в 17:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Овада (УИ 293690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД