Галина Маврычева
Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия для развития музыкальности. Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к методу «кинезиология». Основными целями метода кинезиологии являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Публикация «Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.
В нашей практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципам:
1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:
- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами.
Постепенно разгибая пальцы начиная с большого из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии. Такие упражнения развивают не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.
- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, наращивается темп выполнения задания, используются одновременные разнотипные движения рук. За счёт этого развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление.
2. Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.
Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувства ритма :
- упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок
- замена слов в пении распевок разнообразными движениями и т. д.
3. Применение упражнений с целью обеспечения эмоционального комфорта детей. Это особые группы упражнений, применимые для всех возрастных групп. Такие упражнения применяются на занятиях в случае необходимости и делятся на три типа. Это:
• Дыхательные, например;
- вдохнуть левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).
- выдохнуть, открыть глаза, вдохнуть, закрыть глаза. Поморгать и т. д.
• Упражнения типа «маятник». Это разнообразные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают звуковысотный слух, например:
- покачаем головой, неприятности долой (движение сопровождается пением интервала в октаву)
• Дирижирование. Этот приём снимает эмоциональное напряжение, позволяет сконцентрировать внимание детей
Практическое применение данного метода возможно только при соблюдении следующих условий:
1 условие - кинезиология как метод, может существовать только внутри системы других инновационных методов. Практика нашей работы доказала, что метод кинезиологии легко сочетается с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания.
2 условие - согласованность действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили значимость кинезиологических упражнений и с успехом применяют их на своих занятиях.
3 условие – применение метода должно осуществляться в различных формах организации детской музыкальной деятельности.
Отслеживание результативности применения метода кинезиологии привело нас к необходимости изучения индивидуальной организации мозга ребёнка. Методом педагогического наблюдения ежегодно мы получаем данные о функциональной организации мозга каждого ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика И. П. Павлова даёт нам возможность выбора оптимальных приёмов обучения наиболее подходящих данному типу организации мозга ребёнка.
Анализ литературы по данной проблеме и проведё нная работа позволили сделать следующие выводы:
• Динамика роста показателей развития основных компонентов музыкальности по всем возрастным группам в среднем составляет от 40% до 75%
• Ежегодно методом педагогического наблюдения выделяются от 3-х до 6-ти детей, функциональная организация мозга которых переходит от доминанты одного полушария к равнополушарному типу
• Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность, что подтверждают диагностические показатели основной музыкально-образовательной программы МДОУ «Камертон».