Марина Гуменюк
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Самым благоприятным периодом считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Одновременно необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Учёные (И. П. Павлов, Бехтерев) пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников играет ключевую роль в формировании речевых навыков. Мелкая моторика включает в себя координацию мелких движений, осуществляемых рукой и пальцами, что способствует не только физическому развитию, но и когнитивных способностей.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами, открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.
Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки», «Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.
Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Вследствие совершенствования моторных навыков дети учатся лучше контролировать свои движения, что положительно сказывается на их способности к выражению мыслей и чувств. Игры, направленные на развитие мелкой моторики разнообразны и увлекательны, что позволяет детям учиться в игровой форме.
Исследования показывают, что дети, активно занимающиеся играми, требующими точности и ловкости, проявляют лучшее владение речью.
Одним из самых популярных видов игр являются конструкторы. С помощью различных элементов детей учат соединять детали, собирая свои первые творения. Это развивает координацию движений и творческое мышление. Так же интересными являются игры с песком и водой, где маленькие исследователи могут строить замки, наполнять и осушать ведерки, используя разные инструменты. Такие действия способствуют укреплению рук и пальцев. Рисование, лепка и аппликация – также великолепные способы развивать мелкую моторику. Эти занятия помогают не только в освоении различных техник, но и развивают художественные способности и воображение. Еще одним увлекательным и полезным занятием являются игры с прищепками, пуговицами в которым простота и креативность сходятся в едином целом.
Все игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию словарного запаса, так как в процессе игры дети активно взаимодействуют с окружающими, обсуждая свои действия и результаты. Кроме того, развитие мелкой моторики стимулирует участие в диалогах и развивает умение слушать и реагировать на собеседника.
Таким образом, существует неразрывная связь между развитием мелкой моторики и речевым развитием. Поддержка этих аспектов в образовательных учреждениях и домашних условиях поможет детям достичь гармоничного и полноценного развития, помогая уверенно шагать по пути к новым знаниям и умениям.