Получи документы

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Марина Гуменюк
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Самым благоприятным периодом считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Одновременно необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Темочки:

Учёные (И. П. Павлов, Бехтерев) пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников играет ключевую роль в формировании речевых навыков. Мелкая моторика включает в себя координацию мелких движений, осуществляемых рукой и пальцами, что способствует не только физическому развитию, но и когнитивных способностей.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами, открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки», «Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Вследствие совершенствования моторных навыков дети учатся лучше контролировать свои движения, что положительно сказывается на их способности к выражению мыслей и чувств. Игры, направленные на развитие мелкой моторики разнообразны и увлекательны, что позволяет детям учиться в игровой форме.

Исследования показывают, что дети, активно занимающиеся играми, требующими точности и ловкости, проявляют лучшее владение речью.

Одним из самых популярных видов игр являются конструкторы. С помощью различных элементов детей учат соединять детали, собирая свои первые творения. Это развивает координацию движений и творческое мышление. Так же интересными являются игры с песком и водой, где маленькие исследователи могут строить замки, наполнять и осушать ведерки, используя разные инструменты. Такие действия способствуют укреплению рук и пальцев. Рисование, лепка и аппликация – также великолепные способы развивать мелкую моторику. Эти занятия помогают не только в освоении различных техник, но и развивают художественные способности и воображение. Еще одним увлекательным и полезным занятием являются игры с прищепками, пуговицами в которым простота и креативность сходятся в едином целом.

Все игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию словарного запаса, так как в процессе игры дети активно взаимодействуют с окружающими, обсуждая свои действия и результаты. Кроме того, развитие мелкой моторики стимулирует участие в диалогах и развивает умение слушать и реагировать на собеседника.

Таким образом, существует неразрывная связь между развитием мелкой моторики и речевым развитием. Поддержка этих аспектов в образовательных учреждениях и домашних условиях поможет детям достичь гармоничного и полноценного развития, помогая уверенно шагать по пути к новым знаниям и умениям.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 10:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гуменюк (УИ 231128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД