Лариса Кретова
Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года в группу приходят дети, у которых довольно часто наблюдается задержка речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением ЦНС. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Их отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них трудны многие упражнения: непослушны пальчики, малоподвижны, напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать лишь разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя - тремя пальцами. Во время игр силой заталкивают предметы в отверстия или емкости, так как не владеют рациональным способом действия.
Публикация «Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Считается, что главное от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – «Больше разговаривайте с ребенком!» Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
На самом деле это совершенно не так: уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга.
Поэтому работе с детьми сочетаются игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Выполняется работа по совершенствованию пальчиковой моторики, влияющей на коррекцию звукопроизношения. Для нее регулярно выделяется оптимальное время: проводиться во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Превращая подобные упражнения в занимательную игру у малышей повышается к ним интерес.
Упражнения подбираются так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Народная педагогика создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Широко используются игры с поэтическими словами и движениями, основываясь на пособие для родителей и педагогов Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика», а также М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют», А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок», Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей», Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трех лет», А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать»
Здесь движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движения и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, шнурование, кнопки, закрепления на липучке, наборы колес разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой: пальчиковый бассейн, сортеры геометрических форм, доски с вкладышами (фрукты, игрушки, овощи, геометрические формы, одежда и обувь, сказки).
Хорошим средством для развития движений является пальчиковый театр, который формирует сознательное поведение малыша и поддерживает стремление общаться со взрослым и сверстниками в процессе игровой деятельности (пальчикового театра, обогащает его словарь.
Выполняя различные пальчиковые упражнения малыши овладевают двигательными умениям и навыками, у них развивается координация движения, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
К концу учебного года они добиваются значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребенка начинает развиваться интенсивнее. Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи. К работе по развитию моторики подключаются родители. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается в речевом развитии. Предлагаются родителям (в виде папок – передвижек, буклетов, памяток в стенде - уголка для родителей, консультаций) :
- массаж пальчиков и кистей рук,
- специальные фольклорные пальчиковые игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- бытовые ситуации, которые помогают приобретать навыки самообслуживания и посильно помогать членам семьи;
- использование настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
Совместная работа с родителями положительно влияет и помогает формированию познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.