Татьяна Шкляева
Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ИГРОТЕРАПИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений дошкольной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.
Публикация «Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
По определению М. И. Чистяковой игровая терапия– это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.
В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры,это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении : одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.
Все типы поведения можно разделить на 6 разновидностей:
1я группа - импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»;
2я группа - демонстративное, дети-«капризы»;
3я группа - протестное;
4я группа - агрессивное;
5я группа - недисциплинированное, «уход от деятельности»;
6я группа - конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения, так как игра – это ведущая деятельность в данном возрасте.
Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:
1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;
2) лучше понимать себя и других;
3) стать более самостоятельным;
4) выработать большую способность к самопринятию;
5) овладеть чувством контроля;
6) развить способность к преодолению трудностей;
7) развить внутренний источник оценки;
8) обрести веру в себя.
Основные принципы игротерапии– это естественность, безусловное принятие, понимание.
Сегодня существует несколько видов игровой терапии : недирективная, директивная и смешанная игротерапия.
- Недирективная игровая терапия – это система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.
- Директивная игровая терапия – это форма, при коррекции поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.
- Смешанная игровая терапия. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Игровая терапия — это один из компонентов, в игре, в игровой комнате, используются все способы, доступные для ребенка, все материалы, доступные для ребенка, для его творческого самовыражения.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.
Групповая игротерапия — это процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.
Групповая игротерапия призвана : помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.
Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей с использованием игры.
В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.
1. Диагностическая функция заключается в уточнении, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию.
2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.
Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы и создаются адекватные формы психического реагирования.
3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора социализации.
Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог
Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:
Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,
кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с
«пустым» (неразрисованным) лицом, которые могут изображать членов реальной
семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение
чувств.
К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно
важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как
с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких
чувств.
Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья
и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т. п., то есть
игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и
фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет
глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой
разрывать на куски.
Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе
относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют
структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности
здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из
них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не
существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда
может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых
детей.
Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность
представить все многообразие современных игрушек,
понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного
типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию
позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к
сопереживанию, но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных
нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость,
гнев, враждебность и т. п.).
Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.