Любовь Михайловна Ховлягина
Влияние игр-головоломок на развитие логического мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности.
В. А. Сухомлинский.
ВЛИЯНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Влияние игр-головоломок на развитие логического мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, смекалка, самостоятельность, память, внимание. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление –это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. И в этом поможет одно из средств развития логического мышления – это геометрические конструкторы или игры головоломки. Игры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.
Цель этих игр: различные способы действия и конечный результат. Правила: от простого к сложному. Знакомить с играми надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.
Задачи игр-головоломок:
1. Называть составляющие фигуры.
2. Составлять простые изображения.
3. Сравнивать фигуры по общему признаку.
4. Составлять фигуры по образцу воспитателя.
5. Учить составлять фигуры с целью получения новой.
6. Учить видоизменять фигуры.
7. Ориентироваться в пространстве.
8. Составлять силуэт по собственному замыслу.
9. Учить, творчески мыслить, строить умозаключения, проявлять фантазию.
Игры-головоломки:
1. «Танграм». Правила игры: Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов
по образцу или собственному замыслу.
2. «Волшебный круг». Правила игры: Дети создают из частей круга силуэты человека, животного, птиц, предметов обихода.
3. «Пифагор». Правила игры: Ребенку надо создать из 7 геометрических фигур силуэты строений, предметов, животных.
4. «Монгольская игра». Правила игры: При составлении фигур-силуэтов необходимо использовать все части, присоединяя, их друг к другу, не накладывая одну на другую.
5. «Колумбово яйцо». Правила игры те же.
6. «Вьетнамская игра». Правила игры, что и в игре «Волшебный круг».
7. Игры с счетными палочками. Правила игры: выполнять задание, перекладывая определенное количество палочек так, чтобы получить новую фигуру.
Благодаря играм головоломкам развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.