Елена Алтушкина
Влияние фольклорного материала на поведение малыша
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша. Это первые художественные произведения которые слышит ребенок.
Я решила как можно шире применить фольклорный материал в повседневной работе. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адоптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Публикация «Влияние фольклорного материала на поведение малыша» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
А зовут тебя – (имя ребенка)
Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками. При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Ребенок стоит в стороне, пока наблюдает. Весело приглашаю его: «Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке. Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!» Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.
Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:
Знаем, знаем да – да – да
Где тут прячется вода.
Открываю кран:
Выходи водица,
Мы пришли умыться.
***
Ах, ты девочка чумазая,
Где ладошки так измазала?
***
Чистая водичка
Моет Саше личико,
А потом ладошки
И пальчики немножко.
Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.
Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или шумит). В таких ситуациях с помощью потешек воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания к заплакавшему ребенку.
Не плачь, не плачь детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки – для Машиной потешки.
Если будешь плакать – дам худой лапоть.
***
Чок, чок, чок, зубы на крючок,
А кто слово скажет – тому щелчок!
Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:
Умница Ксюшенька
Ешь кашу сладкую,
Мягкую, пушистую,
Вкусную, душистую.
***
Это ложка, это чашка
В чашке вкусненькая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки вкусненькой не стало!
В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.
Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят.
Так же использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Обращаю внимание на образность, выразительность языка. Благодаря простоте и напевности звучания, дети быстро запоминают потешки и вводят их в свою речь в самостоятельных играх.
В своей работе с детьми на занятиях по развитию речи я использую «Бабушку – забавушку» - это персонаж из кукольного театра. Занятия проходят с большим интересом. Дети с удовольствием слушают, что она им расскажет, покажет знакомые «Ладушки» или «Козу рогатую», отвечают на вопросы «бабушки».
Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.
Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.