Водолагина Виктория Петровна
Влияние цифровой среды на психическое развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние цифровой среды на психическое развитие дошкольника
Современные информационные технологии все больше и больше места занимают в нашей повседневной жизни. Гаджеты становятся неотъемлемой частью современной культуры. В широком понимании информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не ограничиваются только компьютерными технологиями. Не случайно информационные технологии часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, так как именно появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень.
Публикация «Влияние цифровой среды на психическое развитие дошкольника» размещена в разделах
Современные информационные и коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей - это с одной стороны, а с другой наносят вред психическому и физическому развитию.
Обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий активно развивается в последние годы на уровне дошкольного образования. Современных детей с раннего возраста привлекают технологии обучения с использованием звука и движения. Они эмоционально реагируют на применение в образовательной деятельности мультимедийной доски. Можно наблюдать, как меняются познавательные мотивы детей, когда появляется яркое изображение – они увлеченно рассматривают, действуют, играют и хотят, чтобы эти образовательные ситуации повторялись как можно чаще. Яркая картинка, быстрая динамика, большой объем информации – и ребенка не оторвать часами от гаджета.
В результате появляется множество вопросов: На что следует обратить внимание, что бы гаджеты не наносили вред психическому развитию ребенка, но при этом были эффективны в обучении? Сколько по времени должно занимать экранное время в образовательной деятельности? В какие игры ему можно играть дома с помощью гаджетов?
Известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, но современные ученые пытаются в настоящее время ответить на вопрос – Как игры, в которые играют дети дошкольного возраста с использованием гаджетов, отражаются на их психическом здоровье? Как сделать так, чтобы такие игры не вызывали качественные изменения в психическом развитии ребенка? В теории игровой деятельности доказано, что игра влияет на формирование произвольности психических процессов, у детей уже в дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети учатся взаимодействовать и общаться. Но может ли компьютерная игра заменить реальную игру со сверстниками?
Конечно, компьютерная игра вносит свой вклад в развитие творческих способностей дошкольника. В ходе игровой деятельности развивается теоретическое мышление, воображение, развивается способность к прогнозированию результата действия. Используя в своей работе не только компьютер, но и интерактивное оборудование, можно достичь наибольших результатов в развитии. Проекторы, интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные столы, позволяют облегчить процесс усвоения знаний. Благодаря наглядности и интерактивности, дети вовлекаются в активную работу.
Основные преимущества использования интерактивного оборудования на занятиях:
- упрощает подачу материала, что позволяет педагогам эффективно работать с различными цифровыми ресурсами;
- дает возможность разнообразить формы подачи материала, что важно при повторении материала;
- занятия становятся более интересными и увлекательными для детей благодаря яркости и динамике используемых ресурсов;
- повышается мотивация, что является залогом успеха любой деятельности;
- развитие мелкой моторики, которая напрямую связанной и с речью и с другими психическими процессами.
При всех положительных сторонах, присутствуют и минусы использования интерактивного оборудования:
- возникает зрительное и мышечное напряжение;
- минимизируется живое общение.
Кроме того, использование интерактивного оборудования существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога. У педагогов появляется возможность, используя программное обеспечение, самим создавать интерактивные задания, игры, вопросы, скачивать фотографии, картинки, музыку, учитывая возраст и навыки своих воспитанников.
Стоит отметить, что у использования интерактивного оборудования есть ограничения. Занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю и не более одного раза в день, работу за компьютером следует прекращать как минимум за 1 час до сна. В сентябре 2020 года были приняты новые «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» согласно которым занятия с использованием электронных средств обучения не проводятся в возрастных группах для детей до 5 лет, а для детей 5-7 лет продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 5-7 минут. В новых требованиях не определена общая продолжительность использования электронных средств обучения для детей дошкольного возраста в рамках одного занятия, откуда следует, что воспитатель должен регламентировать это самостоятельно. Поэтому в настоящее время воспитатель дошкольной организации должен быть компетентен в вопросе использования мультимедийной доски и других средств, чтобы не оказать отрицательное воздействие на здоровье детей.
Мы отметили, что существуют нормы использования электронных средств обучения в образовательной деятельности, но информационные технологии сопровождают и свободную деятельность детей дошкольного возраста. Важно ответить на вопрос: «Занимается ли ребенок детскими активностями, которые свойственны дошкольному возрасту в свое свободное время или гаджет вытесняет их?» Если гаджет вытесняет их – то это тревожный знак того, что у ребенка нарушен нормальный режим дня и баланс в его развитии. Все взрослые в настоящее время констатируют, что ребенок активно взаимодействует с цифровой средой, и специалисты сферы воспитания предлагают вернуть ребёнка к традиционным видам игр или другим активностям. Возникает проблема – как это сделать!
Неоспоримым является факт, что ребенок больше времени проводит в семье с родителями, и именно им принадлежит ведущая роль по контролю ребенка в использовании гаджетов и условий развития в цифровой среде. Однако, родители в последние годы говорят о том, что решение, что смотреть (видеоблоги для детей, мультфильмы и др.) в какие игры играть (развивающие, развлекательные и др.) ребёнок в подавляющем большинстве семей принимает сам. То есть, если какое-то время назад шла речь о том, что взрослые каким-то образом задавали и регулировали среду, в которой ребёнок растёт, то сейчас это уходит из-под контроля родителей и ребёнок может самостоятельно выбирать контент. Согласно статистике у половины детей от 5 до 7 лет есть собственный гаджет (телефон или планшет, из чего следует, что часто родители могут не знать, что смотрит ребенок, и непонятно как это отразится на его психическом развитии. Мы считает, что образовательные организации должны проводить целенаправленную работу по разрешению этой проблемы с родителями. Необходимо просвещение родителей с тем, чтобы они понимали значение бесконтрольного увлечения гаджетами. Нельзя отрицать того факта, что современный дошкольник способен воспринимать гораздо больший объем информации, чем ребенок того же возраста в предыдущем поколении. Но важно знать, переносит ли ребёнок в реальную жизнь то содержание, которое он воспринимает в общении с гаджетом, есть ли познание и осмысление новых знаний, использует ли ребенок новый опыт в жизни. Если нет, то можно считать данное времяпрепровождение бессмысленным. Мы понимаем, что с гаджетами ребенка уже не разлучить и надо постараться стимулировать ребёнка к осмыслению полезного контента.
Отметим отрицательные стороны взаимодействия ребенка с гаджетом:
- в цифровой среде существуют игры, негативно влияющие на психическое развитие – это игры «стрелялки», которые могут развивать у ребенка жестокость и агрессию;
- физическая пассивность детей, что способствует развитию различных заболевания, нарушению обмена веществ, как следствие лишний вес и др. ;
- ограничение социального и вербального развития : появляются проблемы в речевом развитии, дети, попадая в общество, стесняются, боятся быть не понятыми, ведь в цифровой среде чаще они прячутся за «аватарками»;
- несоответствие красивой картинки на экране реальной жизни порождает психоэмоциональные изменения личности : раздраженность, нервозность, неуверенность в своих силах.
В современном обществе, если попытаться ограничить доступ ребенка к гаджету, то, скорее всего мы нанесем еще больший вред психике ребенка - он может оказаться изгоем в детском обществе. Ребенок не сможет принимать участие в совместных детских играх, основанных на знаниях и представлениях, взятых из Интернета.
На базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» мы провели опрос родителей детей старшего дошкольного возраста. Всего в опросе приняли участие 66 человек.
Вопросы, которые были заданы:
1. Как Вы относитесь к обучению детей при помощи компьютерных технологий в детском саду?
2. Разрешаете ли вы своему ребенку пользоваться гаджетом дома?
3. Сколько времени проводит ребенок с гаджетом?
4. Что больше интересует вашего ребенка при взаимодействии с гаджетом: игры, развивающий контент, мультфильмы, просмотр каналов блогеров?
5. Как Вы считаете, что больше предпочитает ваш ребенок: игра в гаджет или игра с реальными игрушками?
6. Контролируете ли вы выбор ребенка в цифровом пространстве?
На первый вопрос большинство респондентов (90%) выразили свое положительное отношение к ИКТ-технологиям, обосновав это тем, что демонстрация презентаций, более интересна, чем «сухой» рассказ. В период пандемии, возможен просмотр «театральных постановок» онлайн. Так же многие родители отметили, что общение с педагогами проходит в социальных мессенджерах (viber, whatsApp, что очень удобно. В Instagram на страничке детского сада можно увидеть фото и видео деятельности воспитанников. Сейчас многие конкурсы проходят онлайн.
Второй вопрос вызвал некое недоумение. Все родители ответили «да», так как сами проводят очень много времени с телефоном. 20% родителей, считают, что очень удобно, когда ребенок занят и не мешает заниматься домашними делами. Вопрос о времени, показал, что все родители знакомы с временными ограничениями, но не все их соблюдают, ведь кроме сотового телефона и планшетов, есть еще и телевизор, который может работать целый день.
В вопросе о предпочтениях ребенка варианты ответов поделились практически поровну: игры - 30%, развивающий контент – 20%, мультфильмы 20%, просмотр каналов блогеров – 30%.
80% родителей ответили, что контролируют выбор ребенка, не разрешая смотреть «страшилки», «глупые» мультики и ограничивают просмотры каналов youtube, tik-tok.
Наше исследование обнаружило множество проблем воспитательного характера: у родителей практически нет альтернативы – все дети увлечены гаджетами. Современные родители пока не понимают, как это отразится на психическом здоровье детей.
Подводя итог, мы отметили, что целенаправленное применение информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс привлекательным для детей (т. е. насыщенным, интересным, занимательным, расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и эффективно влияют на психические процессы. Но для того, чтобы информационные технологии не нанесли вреда здоровью ребенка, детский сад должен вести работу с семьей не только в направлении информирования семьи о том, как развиваются дети, но и просвещать родителей и формировать культуру развития в цифровой среде.
Библиографический список
1. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова – Москва: МПГУ. - 2020. - 252 с.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи / Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 https://docs.cntd.ru/document/566085656
3. Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире / Кэл Ньюпорт; пер. с англ. Д. Романовского. — М. : Манн, Иванов и Фербер. - 2019. – 240 с.