Мария Пожидаева
Поручения как средства развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ТЕМА: «ПОРУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…
Глава 1. Теоретические аспекты использования поручений как средства развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста…
Публикация «Поручения как средства развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
1.1. Развитие трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста….
1.2. Характеристика видов поручений, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста…
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность этих качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
В Федеральных государственных браз вательных стандартах д шк льн г браз вания трудовое воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
Трудовая деятельность дошкольников рассматривается, как специально организованная деятельность, как целенаправленный процесс формирования социальных значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе ДОО:
- разработано его содержание (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.);
- выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова);
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Вместе с тем, именно взрослый через поручение, как наиболее актуальную и востребованную форму организации труда, может обеспечить формирование у дошкольников самостоятельности и трудолюбия.
Поручения в старших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для развития у детей уверенности в своих силах и способностях.
Проведенный теоретический анализ научной и учебной литературы по проблеме развития трудовых навыков дошкольников в форме поручений позволил выявить противоречие между социальной и воспитательной значимостью организации поручения как средства развития трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях.
Выявленное противоречие стало основой для определения темы исследования: «Поручения как средство развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: трудовые навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: поручение как средство развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить эффективность поручения в развитии трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Подобрать и проанализировать диагностику развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести работу по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством поручений и проверить её эффективность.
Гипотеза: использование поручения в развитии трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством, которое способствует формированию у детей навыков самостоятельности, ответственности, трудолюбия и уверенности в своих силах.
Методы исследования:
- теоретические - теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных;
- эмпирические - констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста; формирующий эксперимент, заключающийся в организации работы по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством поручений; контрольный эксперимент и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов для выявления эффективности реализации работы по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- практические - разработка и реализация педагогических условий по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством поручений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №110 г. Липецка. Старшая группа №1. В исследовании участвовало 20 детей.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, таблиц и диаграмм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРУЧЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Развивать активность, самостоятельность, творческие качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, по мнению психологов, этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования основ этих качеств. Особенности проявления трудолюбия у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования.
В. А. Сухомлинский так писал о труде : «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство –чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [25].
Р. С. Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчеркивает, что задачи трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой : формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приемов работы [21].
Навыки – это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных повторений. Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам.
Человек должен уметь самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т. е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций.
Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т. е. освоения способов действия [5].
Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата.
При этом уровень овладения детьми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что, в свою очередь, обеспечивает ребёнку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи.
Однако овладение отдельными приёмами, отдельными трудовыми действиями ещё не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определённой последовательности.
Отсюда важно, чтобы ребёнок освоил набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность [15].
Дети организовывают свою деятельность самостоятельно, воспитатель только косвенно помогает им. В связи с поставленной перед ними целью дети могут отбирать все необходимое для работы, готовить место, чтобы удобно было выполнять ее, обдумывать ход реализации задания (что нужно делать и в каком порядке, после работы за собой все убирать. Овладевая этими умениями, дети постепенно становятся более организованными, стремятся действовать четко, начинают понимать, что от хорошей подготовки к работе, предварительного обдумывания ее хода зависит своевременность выполнения задания и качество результата.
Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях:
– совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности;
– формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;
– разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю;
– формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.
У дошкольников к шести годам проявляется интерес к отдельным видам труда. Поэтому воспитатель стремится поручить ребенку тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата.
Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. Также педагог формирует у детей умение планировать коллективный труд. Учит подбирать материал, оборудование, организовывать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ ее выполнения.
Участие дошкольников в труде позволяет им не только приобрести трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовать их качество [21].
В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга. Трудовая деятельность неотъемлемый фактор воспитательного процесса.
Можно выделить несколько основных пунктов, положительно отражающихся на трудовом воспитании :
– трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требования к заданиям — простота и понятность для детей;
– обязательное условие — поощрять любые успехи, хвалить. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы ребенок мог понять важность своих действий;
– детям дошкольного возраста интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с детьми, комментируя каждый шаг [12].
Таким образом, развитие трудовых навыков в старшем дошкольном возрасте является важным этапом на пути к успешной социализации и адаптации к взрослой жизни. Педагогу важно уделять этому процессу достаточно внимания, чтобы помочь детям стать более самостоятельными и ответственными, уметь планировать свою работу, анализировать информацию и принимать решения.
1.2. Характеристика видов поручений, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Трудовое поручение — это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива.
А. Д. Шатова определяет поручения как задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи [28].
Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребёнка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
В. Г. Нечаева обращает внимание на ряд особенностей поручений в сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей :
1) всегда исходят от взрослого;
2) в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
3) предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;
4) в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца [20].
В практике воспитательной работы с детьми дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения, в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ [13].
Козлова С. А. и Куликова Т. А. выделяют следующую классификацию поручений :
1. По форме организации:
• индивидуальные;
• подгрупповые;
• общие.
2. По сложности:
• простые (содержащие в себе одно несложное конкретное действие);
• сложные (включающие в себя целую цепь последовательных действий).
3. По продолжительности:
• кратковременные;
• длительные;
• постоянные;
• одноразовые.
4. По содержанию:
• самообслуживание;
• хозяйственно-бытовой;
• в природе;
• ручной.
Разнообразие трудовых поручений по содержанию, степени сложности, особенностям организации и продолжительности создает большие возможности для привлечения с детей к труду.
Трудовые поручения ребёнок выполняет в течение дня довольно часто. Воспитатель в любое время может найти нужное и полезное дело как индивидуально каждому ребенку, так и всей группе детей в целом.
Поскольку в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, детям младшего дошкольного возраста преимущественно индивидуального характера.
В средней группе детского сада поручения особенно распространены. В старших группах детского сада поручения продолжают играть существенную роль в трудовом воспитании детей, однако более важное значение начинают приобретать обязанности.
Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных и к самообслуживанию.
Особое место занимают поручения задания, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.
Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи.
К первой группе можно отнести поручения, которые связаны с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять.
Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда.
В третью группу войдут поручения, которые связаны с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье и т п. Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой) [8].
В исследовании Куцаковой Л. В. трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение.
1) Поручения, связанные с выполнением одного способа действий. Они кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т. д.
Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. Подобные задания можно назвать трудовыми, т. к. они не имеют игрового начала и сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые.
2) Поручения, которые содержат несколько способов действий, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, т. к. для выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Нужны знания и умения в обращении с ними: где взять, как, по окончании, убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность. Например, уход за комнатными растениями, который включает в себя следующие трудовые операции : подобрать оборудование и материалы, помыть поддон, протереть цветочный горшок, протереть листья, полить растение, повернуть цветочный горшок по отношению к свету и т. д.
3) Поручения, результаты которых получаются не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку и т. п. Для детей 3-4-х лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Такие поручения практикуются в старших группах.
4) В особую группу входят поручения, не имеющие видимого результата. Это, например, словесные поручения : спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли салфетки для сервировки стола, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. д. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, что-то выполнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Дети старшего возраста такие поручения выполняют без труда.
Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.
В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.
Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей, т. е. тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка [16].
По мере накопления детьми самостоятельного опыта выполнения задания воспитателю необходимо переходить к словесному напоминанию. Главную роль приобретает беседа с детьми, в ходе которой обсуждается задание и способы его выполнения. Важно, чтобы в таких обсуждениях участвовали все дети, проявляя активность и самостоятельность.
Дети старшего дошкольного возраста, выполняя трудовые поручения, овладевают специальными интеллектуальными умениями. Учатся отбирать наиболее пригодные для достижения поставленной цели приемы, инструменты, материалы; уметь определять, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять, в связи с развитием науки и техники, ростом потребностей общества необходимость трудового воспитания становится ощутимой. Освоение детьми трудовых навыков и умений требует систематической, трудовой деятельности.
Трудовая деятельность в детском саду осуществляются либо при организации индивидуальной деятельности ребёнка, либо в совместном труде с взрослыми, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучать одновременно подгруппу или группу детей приёмам выполнения определенных действий. Руководя выполнениями поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность выполнить дело самостоятельно.
Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет педагогу правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребёнка для активного включения его в труд [6].
Таким образом, в старшем возрасте особенно распространена такая форма труда, как поручения, которые имеют ряд особенностей, подразделяются на группы, имеют классификацию и различное назначение. На основе их постоянного и успешного выполнения начинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.