Марина Саппинен
Вязание спицами с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики и речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - В. А. Сухомлинский.
Детство – это самый важный этап жизни человека, в этот период происходит формирование уникальных свойств личности, таких как мышление, внимание, развитие речи, наблюдательности, развитие воображения. В условиях современного общества ребенок погружен в мир гаджетов, огромную часть своего времени проводя за компьютером, планшетом, телефоном. И как следствие этого катастрофически мало времени уделяется развитию мелкой моторики ребенка.
Темочки:
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мелкая моторика играет огромную роль в развитии любого ребенка. Нервные импульсы, которые поступают от пальцев в головной мозг, способствуют его скорейшему созреванию. Именно с мелкой моторикой связаны многие важные навыки человека – надевание одежды и шнуровка обуви, прием пищи при помощи столовых приборов, рисование и письмо.
Ученые доказали, что величина проекции кисти рук и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть рук как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев. Таким образом, развитие мелкой моторики ребенка связано с развитием его речи.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В связи с выше изложенным важность развития мелкой моторики ребенка трудно переоценить.
Вязание – один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. Данному рукоделию могут обучаться дети с 6-7лет.
Остановимся более подробно на вязании спицами. Вязание спицами – это самый известный и распространенный способ вязания. Точное время появления этого способа не известно. Для данного способа вязания используют такой инструмент как спицы. На сегодняшний день, спицы бывают разные : металлические, пластмассовые, деревянные. Размер спиц также имеет значение при вязке. При использовании данного способа вязания получаются можно получить изделия с разным узором. Варианты узора настолько неограниченное количество, что порой удивляешься данному разнообразию. Это и является основной причиной, того что механизация вязания, так и не смогла вытиснить ручной труд.
Польза вязания спицами для развития мелкой моторики и речи ребенка поистине неоценима :
- происходит развитие памяти ребенка;
- улучшается внимательность, вырабатывается усидчивость;
- ребенок учится креативному творчеству;
- происходит развитие фантазии ребенка;
- активируется работа мозга.
Необходимо также учесть, что связанное полотно имеет ребристую поверхность, которая во время прикосновения ребенка осуществляет легкий массаж его пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность.
В процессе индивидуальной работы с детьми старшего возраста (6 лет) на моей практике было апробировано вязание шарфика для кошечки деревянными спицами платочной вязкой (одни лицевые петли). Также с детьми мы выполнили помпон при помощи той же пряжи и колец из картона.
Лицевую петлю мы провязывали следующим образом: вводим спицу с левой стороны петли; продвигаем правую спицу внутрь петли; располагаем конец правой спицы сверху нити от клубка и справа от неё; захватываем нить снизу движением к себе; протягиваем обратно через петлю; как только петля провязана, снимаем её с левой спицы. Первая и последняя петля в ряду – кромочная.
Для создания помпона из картона вырезаем заготовку в виде двух колец. Далее эти кольца соединяем вместе и обматываем пряжей, слоев делаем как можно больше для пышноты изделия, разрезаем нити вдоль внешнего края колец. Между слоями заготовки протягиваем отрезок нити и крепко связываем получившиеся кусочки пряжи, аккуратно удаляем кольца.