Ольга Рамазанова
Обучение дошкольников вязанию
▼ Скачать + Заказать документы
Вязание-вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе.
Вязание крючком детям оставить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок, а вработе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могутпригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Публикация «Обучение дошкольников вязанию» размещена в разделах
Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года — в старшей и подготовительной группах.
Содержание первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
Содержанием второго года обучения может стать формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накидки», «столбик с накидкой», приема обвязывания края,изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
Детям удобно всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкладывается в клубок и убирается вместе с незаконченной работой.
На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.
При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др.
ПЯТАЧОК СПЕШИТ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Практическое задания упражняют ребенка в умении правильно держать крючок и нить при вязании, подцеплять нить крючком. Дети индивидуально или в форме коллективной работы создают сюжетную картинку.
Материалы
Игрушка или изображение Пяточка; карта путешествия, кружок с изображением шарика; ватман или картон размером с альбомный лист для основы панно; отдельно из цветного картона вырезанные шары, цветы, небольшие полоски зеленого картона для кроны дерева, кусты и т. д. (некоторые линии на этих изображениях не прорисованы, на их месте шилом сделаны дырочки на расстоянии 1 см друг от друга); цветные шерстяные нитки с узелком на одном конце, крючки, клей ПВА, кисточка, тряпочка.
Подготовка к работе
Прочитайте или вместе с детьми вспомните сказку про поросенка Пяточка и его друга ослика Иа. Попросите выполнить в технике аппликации или нарисовать небо, полянку с дорожкой, дом, Пяточка, спешащего на день рождения к другу.
На занятии
К детям пришел Пяточок. Он хочет срочно доделать картинку, чтобы подарить ее своему другу Ослику, но вот беда, у него с собой нет ни красок, ни кисти, ни бумаги. У детей этого тоже ничего нет, но зато есть разноцветные шерстяные нитки и вязальные крючки.
Предложите детям:
Рассмотреть вырезанные из цветного картона шары, цветы, кусты, маленькие полоски зеленого картона (для кроны дерева) и подумать:
-для чего в этих предметах сделаны дырочки;
-какого цвета ниточка подойдет для изображения стебелька у цветов (ниточек для шариков, хвостика ослика Иа, веточек деревьев и кустов).
Вспомнить, как держали крючки и нитку, когда делали нарядными лучи солнышка на предыдущем занятии.
Положить ниточку на левую руку, на нее деталь из картона, вставить крючок в дырочку, подцепить и вытащить ниточку, перевернуть заготовку другой стороной вверх.
Расположить все детали, украшенные нитками, на фоне (в том числе и ранее выполненное солнышко).
Приклеить детали на фон.
В ходе анализа полюбуйтесь получившейся картинкой, послушайте запись какой-либо песни про дружбу.