Анастасия Пичкобий
Логопедический тренажер «Визуально-ритмический круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Визуально – ритмический круг – это один из вариантов тренажера, с помощью которого ребенок учится переключаемости.
Визуально-ритмические ряды имеют несколько вариаций исполнения – круг, парковка (линейный вариант).
Как и многие логопедические игры, визуально-ритмический круг (ВРК) имеет многофункциональное значение в коррекционной работе.
Публикация «Логопедический тренажер „Визуально-ритмический круг“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
Суть упражнения в выкладывании ритмической последовательности. Разнообразие зависит от целей выкладывания и от того, какой материал выкладывается.
Первостепенная задача, которая с легкостью решается при использовании этого пособия – развитие мелкой моторики пальцев рук, формируется пальцевой захват, отрабатывается зрительно-моторная координация.
В процессе игры ребенок учится тактильно ощущать, воспринимать различную поверхность предметов и их физические свойства.
Так же ВКР можно использовать для развития артикуляционной моторики, при выкладывании символов упражнений на тренажер, при открывании их в нужной последовательности. Для развития слухового и пространственного восприятия - ребята выкладывают предметы согласно определенной инструкции, определенному ритму.
Ритмические действия спосбoствуют aктивизации различных анализаторных cистем, становлению интегративнoй деятельности мoзга. Мотоpный ритм влияет на cтановление речевых механизмов.
Очень эффективно использовать такие ВРК в работе при дифференциации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений ССС.
Например, звуки Р-Л, выкладывая ряд 1:1 (Рак - Лак., карандаШ - ананаС).
При нарушении слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движением. В работе с рядами, выкладываем ряд 1:1 и добавляем движения (кулак-ребро-кулак-ребро.)
Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Используем те же камешки, пуговки, шишки, ракушки (ритмические ряды) : на один предмет нажми указательным пальцем, на другой – двумя пальцами, кулачком, не нажимай и т. д.
При сохранной когнитивной сферы и запуске речи, слоги и маленькие слова тоже можно собрать с помощью ВРК. Выкладываем ряд из 2 любых предметов: шишка, ракушка, шишка, ракушка (по 5 штук). Шишку называем КИ, ракушку - СА. В конце кладём игрушку кисы под платочек или коробку, и вместе с ребёнком открываем. Эффект сюрприза и новое слово в копилку ребёнка. Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У.
В выкладывании предметов есть последовательность. Начиная с самой легкой комбинации - 1:1, постепенно усложняется алгоритм. Всё зависит от поставленной цели, и уровня развития ребёнка.
Последовательность выкладывания предметов - 1:1, 2:1, 1:2, 1: 1:1…., 1: 2:3, 1: 2:5.
Чем сложнее комбинация, тем насыщеннее занятия, например можно отрабатывать согласование числительных, корригировать грамматический строй и автоматизировать/дифференцировать звуки (1 ракушка, 2 ракушки, 3 ракушки…5 ракушек; одно розовое сердечко, два розовых сердечка.)
Не всегда нарушение речи это просто дефект произношения, обусловленный недостаточной развитостью мышц артикуляционного аппарата, зачастую причины лежат глубже.
Дети с нарушением праксиса испытывают сложности в планировании своей деятельности. Увидеть закономерность и продолжить ее - основа дальнейшего прогнозирования. Переключение со слога на слог также требует планирования движений, но на уровне артикуляционного праксиса.
Дети со снижением когнитивных функций по разным причинам (нарушение памяти, внимания, мышления) не могут не только переключиться, но и понять принцип операции.
Дети с нарушением первого функционального блока мозга, отвечающего за ресурс ЦНС ребёнка. Ему нужен четкий режим дня, а занятие должно быть максимально структурированным и предсказуемым. Такому ребёнку важно понимать «сколько ещё», «как долго» будет продолжаться занятие. Визуально-ритмический ряд в этом случае - визуальная опора.
Дети с нарушением третьего функционального блок мозга, имеют трудности с самоконтролем, регуляцией поведения, произвольного внимания. Когда ребёнку понятно, сколько раз ещё надо повторить, сколько заданий выполнить, ему легче удержать внимание.
Подводя итог - визуально-ритмические ряды - это идеальный вариант задания, где есть начало и конец, тренировка переключаемости, подспорье для автоматизации и дифференциации звуков, развитие грамматического строя речи.
Список используемой литературы:
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб. : Детство-Пресс, 2009. 48 c.
Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М. : ТЦ Сфера, 2019. 32 с.
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2019. 56 с.
8 Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 175с.
Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедическои практике / Г. В. Дедюхина. – М. : Аи рис-пресс, 2006. – 64 с.
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. : Просвещение, 1961. 270 с.
Деревянкина Н. А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР. -М. : Книга, 2004
Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : КНИГОЛЮБ, 2008.
Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М. : Директ-Медиа, 60 2008.
Сафонкина, Н. Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис. канд. пед. наук / Н. Ю. Сафонкина. – М. : Изд-во МПГУ, 2003.