Марина Карпова
Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «Богатыри русские»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с историческим прошлым России. Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала на примере образов русских богатырей.
Развивающие:
Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, внутреннюю установку личности, поступать по совести, осознавать ценность человеческой жизни.
Публикация «Виртуальная экскурсия в подготовительной группе „Богатыри русские“» размещена в разделах
- Богатыри
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Развивать связную речь, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас воспитанников. Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к истории и традициям нашей Родины, стремление помочь окружающим.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок, былин о богатырях, беседы, знакомство с картинами В. М. Васнецова, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе, просмотр мультфильмов по теме, рисование «Богатыри земли русской», изготовление трафаретов для практической работы, атрибутов для обряда, разучивание сцены обряда.
Оборудование: презентация на тему: «Богатыри русские», декоративная свеча, дубовые листочки, силуэты лошадок, подносы с нитками, мольберт, картинки на липучках для игры «Снаряди богатыря в путь-дорогу», «Собери богатырский стол», дубовые листочки, свиток, костюмы богатырей для обряда, музыкальное сопровождение, 2 набора «Щит и меч».
Словарная работа: богатырь, Русь, кольчуга, былина, предки, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица и т. д.
Дети собираются в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какое у вас настроение? Чтобы ваше настроение стало еще лучше, давайте встанем в круг, зажжем «Свечу добра», она нам поможет дружить и помогать друг другу. Кто возьмет в руки свечу, превращаются в доброго волшебника, чтобы вы сделали, став волшебником?
-Если бы я стал волшебником, я бы сделал так, чтобы на земле был мир.
-Если бы я стал волшебником, я бы сделал так, чтобы наш поселок был чистым и красивым и т. д.
Слайд 2
Воспитатель: Я сегодня получила необычное видео письмо, ждала вас, чтобы вместе его посмотреть.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Кот Ученый. В моем сундучке храниться много, старинных книг, недавно разбирая их, я нашел свиток о великих воинах – богатырях. Но в чем их сила, как они выглядели, я не узнал. Я понял, что моим помощником могут стать, картины великих художников. Я хотел бы к вам обратиться за помощью и разузнать все о великих богатырях, я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, где расположена одна очень интересная картина о русских богатырях. Я ведь немного волшебник, раз, два, три, четыре – дружно глазки все закрыли, повернулись, покружились – в галерее очутились!»
Слайд 3
Воспитатель:
Здорово у тебя получилось, перед нами картина В. М. Васнецова «Богатыри».
Миша нам расскажет стихотворение о том кто такие богатыри.
Силён как вольный ветер,
могуч как ураган,
Он защищает землю
от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
и стариков и матерей!
Воспитатель: Богатыри – защитники Земли Русской, воины, смелые, мужественные люди. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.
Воспитатель: Откуда мы узнали о богатырях?
Дети: Из былин, сказок, мультфильмов, стихотворений.
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? Найдите произведения о богатырях, назовите их?
Слайд 5
Каких богатырей вы видите?
Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Слайд 6,7
Воспитатель: Что вы знаете о жизни богатыря Илья Муромца?
Дети: 33 года сидел больной на печи, затем был исцелен «каликами перехожими» и стал защитником Земли Русской от врагов и разбойников (победил Соловья-Разбойника).
Слайд 8
Воспитатель: Кто поделился силой богатырской с Ильей Муромцем?
Дети: Поделился своей силой богатырской с Ильей Муромцем Святогор, побратались (стали как братья) Научил ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьем колоть, палицей бить. Отдал часть своей силы и подарил свой меч-кладенец, чтобы владел Илья силой богатырской.
Слайд 9
Воспитатель: ребята назовите былинных персонажей, противников богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой.
Дети: Соловей разбойник, Змей Горыныч, Тугарин-Змеевич, Идолище Поганое, Кощей Бессмертный.
Слайд 10
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают богатыри в чистом поле в доспехах, вооруженные верхом на конях?
Дети: Они стоят на заставе, выглядывают, не наступает ли враг на Русь. Охраняют родную землю от врагов.
Слайд 11
Воспитатель: Для того чтобы быть в отличной физической форме, что важно было делать богатырям?
Дети: тренироваться, правильно питаться.
Воспитатель: Вас ждет увлекательное задание «Собери богатырский стол», у вас на столах в подносах карточки с продуктами питание, выберите из них продукты, которыми питались богатыри.
Дети выбирают соответствующий продукт, прикрепляет картинку к панно, где изображен стол, после выполнения задания объясняют свой выбор.
Слайд 12
Воспитатель: Кто из богатырей вам нравится больше всего?
Дети: Мне нравится Илья Муромец – он старше всех и сильнее.
А мне нравится Алеша Попович – песни петь умеет, и воевать с врагом.
Мне нравится Добрыня Никитич, он смелый воин, даже Змея Горыныча победил.
Слайд 13
Воспитатель: Перед тем как отправиться в поход богатыри надевали богатырские доспехи. Я приготовила для вас еще одно задание «Снаряди богатыря в путь-дорогу». На мольберте изображение богатыря без снаряжения и картинки с предметами для воинской службы, выберите, что нужно богатырю и объясни значение этих предметов.
Ребенок выбирает соответствующий предмет, прикрепляет картинку к панно, где изображен богатырь, проговаривает соответствующую фразу «Я выбираю кольчугу. Кольчуга защищала тело богатыря».
Воспитатель: Ребята, готов наш богатырь к службе воинской?
Дети: Да готов.
Слайд 14
Воспитатель: Чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу какими словами?
Дети: «Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках».
Воспитатель: Только после доблестных подвигов воин мог назваться храбрецом, принять облачение богатыря и вступить в лучшее войско.
Слайд 15
Воспитатель: Сейчас я предлагаю провести с вами обряд «Облачение русского богатыря».
Слайд 16
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что щиты украшались знаком солнца (обращает внимание детей на щит богатыря у ребенка). Этот знак призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. А родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя из дома, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай дошел и до нашего времени.
И сейчас я подарю вам талисманы «Листочек дуба», а вы мне скажите, какими замечательными качествами обладали богатыри.
Дети: добрым, храбрым, смелым, сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, доблестным, мужественным, любить свою родину, народ и защищать его, помогать нуждающимся.
Воспитатель: Ребята, а может ли трусливый, да слабый быть воином - богатырем?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Защищали слабых, бедных, стариков и детей. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Победить их было не возможно, об этом даже пословицы говорят, назовите их.
Дети: Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать,
кто смел, тот на коня сел,
русский ни с мечем, ни с калачом не шутит,
смелость силе воевода,
если дружба велика, будет Родина крепка.
Слайд 17
Воспитатель: Символом добра, счастья и мудрости, а так же оберегом от злых сил являлся богатырский конь, он был главным другом богатырей.
- А зачем им нужны были кони?
Дети: из беды выручит, быстро домчит.
Воспитатель: Посмотрите, какие кони тоже сильные, мощные, как богатыри. В случае опасности, при приближении к логову чудовища конь бьет копытом, а если богатырь задремал – громко ржет, чтобы разбудить хозяина. В бою понимающий скакун может спасти своему хозяину жизнь.
Воспитатель: Скажите, у какого богатыря, какой по цвету конь?
Дети: У Добрыни Никитича – белый, у Ильи Муромца – чёрный, а у Алёши Поповича – рыжий.
Слайд 18
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли заботились о своих конях богатыри?
Дети: Богатыри очень любили своих коней и хорошо о них заботились, а кони служили богатырям, на них можно было и поле вспахать, помогали им в бою и охраняли земли родные.
Слайд 19
Практическая часть.
Ребята, не появилось ли у вас желание изготовить такого друга? Вот посмотрите, у меня есть силуэты лошадок, давайте с вами дополним недостающими деталями, чего не хватает у них? (гривы, хвоста)
Из чего и как мы будем делать гриву и хвост? (из ниток, которые будем вставлять в готовые отверстия на лошадке и закреплять)
Подумайте, какому богатырю из сказок можно будет подарить вашу лошадку. А чтобы наши пальчики лучше работали, мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Самостоятельная работа детей, после работы рассказывают, какому богатырю подарят лошадку и почему.
Слайд 20
Кот Ученый: «Ребята, спасибо вам за помощь, я внимательно изучил известную картину В. М. Васнецова, которая находиться в Третьяковской галереи и теперь точно знаю, как выглядели древнерусские воины, за ваши знания и старания я хочу передать вам свиток, в котором находится, зовет от богатырей и богатырское снаряжение для путешествий во времени. А теперь,
раз, два, три, четыре – дружно глазки все закрыли, повернулись, покружились – в детском саде очутились!»
Слайд 21
Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, а мы с вами давайте прочтем какой завет (правило) нам оставили богатыри:
Повторяют за педагогом хором
- Любить Родину, защищать и беречь ее.
-Защищать слабых, стариков, детей.
-Быть сильными, храбрыми, мужественными.
Ученый кот передал вам богатырское снаряжение, чтобы вы на самом деле могли почувствовать себя настоящими богатырями и защитниками! (показывает)
-Может ли каждый из вас стать современным богатырем?
Дети: Да
-Что для этого надо?
Дети: Вести здоровый образ жизни, закаляться, правильно питаться, защищать стариков и детей, любить Родину и т. д.
Воспитатель: Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.