Елизавета Сердитых
Викторина «Знатоки природы» (конспект НОД)
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Задачи:
• Расширять кругозор о мире пернатых.
• Закреплять правила поведения в природе; знание пословиц и поговорок.
• Развивать умение логически мыслить, наблюдательность, внимание, творческий потенциал дошкольников.
• Развивать мелкую моторику кистей рук.
• Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива, любовь к родному краю.
Публикация «Викторина „Знатоки природы“ (конспект НОД)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Материал: набор разрезных картинок «Птицы»; набор муляжей фруктов и овощей; материал для опыта – картинка с изображением вулкана, макет «вулкан», сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, пипетка, поднос; птица из шаров украшенная конфетами.
Предварительная работа:
1. Беседа о викторине, о ее правилах. Деление детей на 3 команды, придумывание названий команд.
2. Разучивание пословиц и поговорок о птицах.
3. Беседа о птицах, обитающих на территории России и Кубани в часности.
4. Рассматривание картин.
5. Наблюдения за птицами.
6. Чтение художественной литературы о птицах.
Интеграция: ОО «Художественная литература», ОО «Познание», ОО «Коммуникация».
Технологии: личностно-ориентированные – коммуникативная, имитационного моделирования, рефлексивная;
Здоровье-сберегающие – коррекционная технология.
Ход викторины:
Вед. Ребята, вы любите свою землю и то что вас окружает? Но землю мало любить, надо стремиться узнать её секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А чтобы узнать, сколько вы уже знаете о природе, я объявляю викторину «Знатоки природы». Где предлагаю командам проявить свои знания. А оценивать вас будет жюри, которое будет ставить оценки за каждый конкурс и в конце викторины объявит победителя.
1 Конкурс «Вопросы»
- Голубой шатер всю землю покрыл (небо)
- Красная девушка по небу ходит (солнце)
- Много рук, а нога одна (дерево)
- Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)
- Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала (туча)
- Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)
- Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град)
- Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)
- Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
Вед. Предлагаю вам отправиться в лес, но прежде ответьте на важные вопросы:
2 Конкурс «Как вести себя в природе»
- Что делать, если ты нашел в лесу птенца?
- Какие цветы нельзя рвать в лесу?
- Куда деть консервную банку?
- Почему в лесу нельзя шуметь?
Вед. Молодцы, с вами можно и в лес пойти и отдохнуть на лесной опушке. А чтобы отдых прошёл с толком, предлагаю поиграть в игру и собрать картинки птиц из кусочков. Кто быстрее!
3 Конкурс «Сложи картинки»
Вед. А теперь предлагаю ответить на очень трудный вопрос:
- По какому общему признаку объединяются ваши птицы? (одни – зимующие, другие – перелётные, не зимующие)
4 Конкурс «Конкурс капитанов» - «Угадай, что в руке?»
Капитаны стоят, лицом к зрителям и команде, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов по очереди и предлагает назвать, что лежит у них в руке. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь. Команда за подсказку капитану лишается 1 балла.
5 Конкурс «Четвёртый лишний» Вед. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
6 Конкурс «Пословица не даром молвится».
Вед. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке…рад своей воронушке.
Лучше синица в руках…чем журавль в небе.
У каждой птицы… своя песня.
Одна ласточка…весны не делает.
Цыплят по осени…считают.
Слово не воробей…вылетит не поймаешь.
2. Рано пташечка запела…как бы кошечка не съела.
Соловей месяц поёт, а ворона…круглый год каркает.
Старого воробья…на мякине не проведёшь.
Всякий кулик своё…болото хвалит.
Глупа та птица…которой своё гнездо не мило.
Гусь свинье…не товарищ.
Вед. Настала пора заключительных конкурсов нашей викторины, и я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил. Станьте свободно.
Физминутка «Я хочу быть птичкой»
Я по улице гулял Поступательные движения указательным и средним пальцем обеих рук
Галок и ворон считал Скрестить перед собой кисти рук,
сделать плавные движения кистями,
Раз, два, три, четыре, пять Загибать поочередно пальцы рук, начиная с
большого.
Буду я считать опять – Загибать пальцы с мизинца.
Рот открыл, смотрю я в небо Открыть рот, поднять голову вверх
Вправо-влево. Я там не был. Повороты головы.
Птичкой захотел я стать. И руками
стал махать. Взмахи руками через стороны вверх,
вниз, часто, кисти напряжены.
Крылья вверх и крылья вниз Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.
Только слышно ветра свист. Вращательные движения
указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх
Я подпрыгнул, чтоб взлететь. Руки поднять вверх, подпрыгнуть.
Но пришлось на землю сесть. Присесть
7 Конкурс «Загадки о птицах»
1. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы (Дятел).
2 Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это….
(Снегири)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
4. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ….
(Совы)
5. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два огромные крыла
У хозяина…. (Орла)
6. В лужах - отраженье тучи,
Дни по-прежнему теплы.
На репейнике колючем
Ищут семечки (Щеглы)
Вед. Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы.
8 Конкурс «Из какой мы сказки?»
1) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками)
2) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем)
3) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку)
4) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны)
5) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок)
6) Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Вед. Предлагаю жюри подвести итоги нашей викторины «Знатоки природы» и объявить результат. (жюри объявляет итоги)
Вед. Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле. А вам ребята в подарок о нашей игре я приготовила необычный подарок. (воспитатель выносит поднос с макетом вулкана).
Что это? (вулкан) А что такое вулкан? А почему его так назвали, вы знаете? Давным-давно жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри большой и высокой горы, которая стояла посредине моря. Когда Вулкан работал молотом гора дрожала, стоял грохот, а из отверстия в вершине горы вылетали камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх, дым и пепел. А бывает, она вытекает «спокойно».
Мы сейчас с вами увидим, как извергается «тихий» вулкан. Насыпаем внутрь соду с краской, капаем несколько капель моющего средства и наливаем несколько ложек уксуса. (дети наблюдают за экспериментом, делятся впечатлениями)