Екатерина Гаврилкина
Викторина в старшей группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить знания детей о птицах.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края, стремление заботиться о братьях наших меньших.
2. Развивать связную речь, составляя описательный рассказ.
3. Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; учить логически, мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, заботиться о птицах- кормить их.
Публикация «Викторина в старшей группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты: обогащение словаря, сформированные представления о птицах, отгадывает загадки; умеет пользоваться условными обозначениями, схемами; любознателен, активен.
Используемый демонстрационный материал: иллюстрации, условные обозначения, фильм «Птицы Подмосковья», аудиозапись «Голоса птиц», рисунки.
Предварительная работа с детьми: рисование птиц, разучивание стихотворений, чтение литературы, знакомство с внешним видом и особенностями поведения птиц, просмотр видео фильмов о зимующих и перелётных птицах, изготовление кормушек, наблюдение за птицами на участке.
Ход занятия:
1. Вступительная часть. Звучит аудиозапись с голосами птиц.
В. - Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.
Скажите:
Воробьи, стрижи, сороки, дятлы,
снегири, грачи,
и синицы:
одним словом это -. (ПТИЦЫ)
В. -Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Как перелетные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (дети высказывают свои предположения).
Как вы думаете,почему птицы улетают в теплые края (высказывания детей)
В. -А сейчас вставайте в круг, и давайте поиграем.
Игра называется "Перелетные - зимующие".
Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить перелетная это птица или зимующая. (проводится игра).
В. - Какое время года сейчас?
Д. - Зима
- А как живётся зимой птицам?
Дети: Голодно птицам, насекомым в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода
В. - А чем же птицы отличаются от остальных животных?
Дети (варианты ответов) - Птицы летают, у них есть крылья, клюв, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, есть перья.
2. Основная часть.
В. - Мир птиц очень разнообразен. У каждого вида птицы свое строение клюва, окраска перьев, строение лапок, хвоста. Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Какие же птицы обитают в нашем крае?
Д. - Воробей, ворона, голубь, сова, дятел, ласточки, зяблик, кукушка…
В. – Отгадайте загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?. (Галка)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока)
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…Скворец
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (Совы)
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
И он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песни, и пролет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".(кукушка)
Встали бра на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Что за весенняя черная птица
Любит за пугалом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
На груди белое полотенце.
Кто же это?. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех разводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
В. – Сейчас зима. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Д. - Человек развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно размещать на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
В. - Чтобы накормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно, в одно и то же время.
2. Кормить птиц надо ежедневно; нельзя подкармливать время от времени! Особенно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
3. Во время подкормки не сорить, убирать за собой мусор.
Игра «Накорми птиц»
У нас такой обычай, как выпадет снежок
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.
Какой корм дадим каждой птичке?
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
воробей- зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона – зерно
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
В. - Ребята давайте представим что мы птицы
Физкультминутка.
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево- вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем
— Раз- два- три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Крылья в стороны и летать.
В. - Молодцы, ребята! Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм о птицах Подмосковья.
3. Подведение итогов.
В. - Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись.
Любой из нас может изучать птиц, наблюдая за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.