Светлана Березовская
Викторина в подготовительной группе «Родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
«Клуб Знатоков».
Итоговое мероприятие в подготовительной группе. «Родословная»
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок»
Березовская Светлана Сергеевна.
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Задачи:
Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, что такое род, родословная, поколение.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память.
Публикация «Викторина в подготовительной группе „Родословная“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2020
Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Звучит песня Раймонда Паулса «Золотая свадьба» («Бабушка рядышком с дедушкой…»).
Воспитатель:
- Ребята! Посмотрите, как изменилась наша изостудия, как всё необычно, правда? А вы знаете, куда вы попали? В «Клуб Знатоков».
Кто такие «знатоки», вы знаете?
Дети:
- Это люди, которые очень много знают, читают и могут ответить на любой вопрос.
Воспитатель:
- Правильно! Вы тоже сегодня побываете в роли «знатоков».
Несмотря на то, что разговор у нас сегодня будет серьёзным, мы его начали с весёлой нотки, где обязательно будем говорить о ваших дорогих бабушках и дедушках.
- Тема нашего сегодняшнего разговора – «Родословная». Скажите, ребята, а что такое «родословная»?
Дети:
- Это история семьи.
Воспитатель:
- Правильно – это история семьи. И у каждой она своя. Ребята, а с чем можно сравнить историю семьи?
Дети:
- С виноградной гроздью, поездом, деревом, радугой, книгой…
Воспитатель:
- Каждый из ваших родителей изобразил свою родословную по-разному : семья Лизы в виде вот такого дерева, семья Вики в виде яблоньки, Насти в виде книги, т. е. каждый может изобразить свою родословную, как ему подскажет его фантазия.
Стихотворение «Кто такие предки?»
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился с детства с вами?
Это – мама, это – папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет,
Всё, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампа, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина
Воспитатель:
- Как настоящие «знатоки», мы будем крутить волчок и отвечать на вопросы телезрителей и на те, что указаны вот в этих конвертах. Вам будет дано ряд заданий, которые надо выполнить, мы их будем называть раундами.
1. И так, первый раунд:
Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Назовите, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
o Семья в куче, не страшна и туча.
o Семья без детей, что цветок без запаха.
o Семья сильна, когда над ней крыша одна.
o На что клад, коли в семье лад и др.
Воспитатель:
Молодцы! Крутим наш волчок дальше…
2. Второй раунд.
Вопрос:
- Мы уже говорили с вами о том, что раньше люди свои вещи складывали в сундуки. Сундуки были деревянные, железные. У меня тоже есть вот такой деревянный сундук.
- Старый бабушкин сундук…
Тайны жизни в нём живут…
Вам интересно, что там лежит? Тогда слушайте!
Что таит в себе прабабушкин сундук?»
(Воспитатель загадывает загадки о предметах, лежащих в сундуке)
Загадки:
1. Старинная женская, крестьянская одежда, платье без рукавов. (Сарафан)
2. Горошинки на ниточке
Для мамы и для бабушки.
За шею обнимают –
И тут же украшают.
(Бусы)
3. Надену – ободом сведёт,
Сойму змеёй упадёт.
(Пояс)
4. Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребень)
5. Два котика, а четыре хвостика.
(Лапти)
6. В чистом поле – ворота
И два длинных хода:
По одному пойдёшь,
Из другого выйдешь.
(Рубашка)
7. Тёплая короткая одежда без рукавов, душу греет.
(Душегрея)
8. Подойди к нему поближе
И портрет свой ты увидишь.
Повернись к нему спиной,
И портрет исчезнет твой.
(Зеркало)
Воспитатель: И так, правильные ответы на загадки:
(1- Сарафан; 2- бусы; 3- пояс; 4- гребень; 5- лапти; 6- рубашка;
7- душегрея; 8- зеркало).
Со вторым заданием вы тоже справились.
- Крутись, крутись наш волчок…
- Так… Что же у нас в этом конверте?
3. Третий раунд – Игра с телезрителями. Внимание на экран!
Воспитатель:
Первый вопрос от Маши Петровой из детского сада «Колокольчик».
– Как называются люди, родившиеся примерно в одно и то же время, ,
и примерно одного возраста.
Дети: Поколение.
Воспитатель: Слушаем правильный ответ…
Следующий вопрос от Димы Воронкова из детского сада «Радуга» :
- Как называются родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка…
Дети: Род.
Воспитатель: И так, правильный ответ…
(Дети крутят волчок).
Минутка отдыха:
Как у деда Ермолая
Вся семейка небольшая:
Только сам да сама,
Только кум да кума,
Да два брата с усами,
Да две дочки с косами,
Да две внучки на печи
Уплетают калачи.
4. Четвёртый раунд. Письмо от Марины Булановой из детского сада «Солнышко»
Ребята! Прочтите стихи о тех родственниках, которых можно включить в родословную?
Стихи:
О маме
Мамочка, милая, нежная славная,
Добрая, умная и лучезарная.
В ладонях я счастье тебе подарю
«Спасибо»,- за всё я тебе говорю.
О папе
Не терпит мой папа, безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
О дедушке
Я подрастаю, а дедушка нет,
Дома сидит мой миленький дед,
Всё он умеет: читать и писать,
Строгать и чинить, удить и ловить.
Дедушку милого очень люблю,
В обиду дедулю не дам никому.
О бабушке
Уж как я ль мою бабушку люблю.
Уж как я ль бабулю обниму.
Милая, любимая бабулечка моя.
Я твоя внучка
Ну, а ты – моя!
Это ж интересно прямо:
Значит, есть у мамы мама!
И у папы тоже мама!
Это ж интересно прямо!
***
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне – волшебная щётка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель:
- Назовите, кто из героев ваших стихов не является родственником, и не может быть включён в родословную?
Дети: Друг Серёжка, а ещё щенок Тишка.
Воспитатель:
Правильный ответ:
- В последнем стихотворении не все перечисленные герои родственники.
Для каждого человека очень важно иметь друзей, но друг Серёжка не является родственником семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, поэтому так же не является роднёй и не может быть включён в родословную семьи.
V. Пятый раунд. Музыкальная пауза.
«Песенка про папу».
Воспитатель:
- Продолжение вашего рода, ребята, в основном идёт по мужской линии, т. е. по папиной.
VI. Шестой раунд. Игра с телезрителями:
- Как вы объясните, что значит «хлебосольная» семья?
Дети: Это значит гостеприимная семья, гостей встречает хлебом-солью, приветливо.
- «Что есть в печи, всё на стол мечи»
Воспитатель: Внимание! Правильный ответ…
Телезрители: «Хлебосольная семья» - значит, дружная, гостеприимная семья, встречает гостей хлебом-солью.
- Как в старину ласково называли родителей?
Дети: Родителей называли с почтением, уважительно.
Отца называли – батюшка, тятенька; мать – матушка, маменька.
Воспитатель: Внимание! Правильный ответ…
Телезрители: В старину дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково.
Воспитатель: Ребята! Вот на этом листе бумаги изображено очень уютное гнёздышко с двумя птицами – родителями (мамой и папой, которые отправляют уже оперившихся, повзрослевших своих птенцов в свободный полёт.
Птенцы, превращаясь во взрослых птиц, образуют свои гнёзда, высиживают и выращивают новых птенцов и т. д.
И если мысленно соединить все эти гнёздышки с их обитателями между собой, то получится большое увесистое дерево, которое и принято называть – «родословная»
Я решила изобразить «родословную» нашей группы, где мы с Ольгой Валерьевной ваши «родители» в нашем уютном гнёздышке, которое именуется, детский сад «Сказка». Вы, наши повзрослевшие дети, которые отправляются из «родного» дома, чтобы продолжить своё обучение в разных школах нашего родного города Ханты-Мансийска.
Нам очень хотелось бы, как и всем родителям, чтобы вас там встретили по-доброму, приветливо. Чтобы вам там так же было уютно и хорошо, как у нас в детском саду.
(Воспитатель предлагает детям приклеить на ватман, где изображены «птенчики», свои фотографии).
- Ребята! Вы все сегодня активно работали, показали хорошие знания, выиграли все шесть раундов, вы достойны поощрения! Молодцы!
Я вручаю вам свидетельства «Знатоки родословной».
(Можно предложить детям рассказать гостям, которые присутствуют на занятии, о своей родословной). Родители заранее приготовили свои родословные в разных вариантах : в форме книги, деревьев – дуба, яблони и т. д.
Под музыку… («Бабушка рядышком с дедушкой…») дети уходят.