Алла Кралевская
Викторина «Путешествие по произведениям В. А. Сухомлинского» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Путешествие по произведениям В. А. Сухомлинского»
для детей подготовительной группы
Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» ст. Георгиевской»
Кралевская Алла Викторовна.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о творчестве советского писателя
В. А. Сухомлинского.
Задачи:
Публикация «Викторина „Путешествие по произведениям В, А, Сухомлинского“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
Обучающие: Формировать умение детей анализировать литературное произведение, давать оценку поведению героев; закреплять названия сказок и рассказов, умения их пересказывать; отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие: развивать связную речь, интонационную выразительность речи детей, логическое мышление, память, внимание, интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству В. А. Сухомлинского, любовь к художественной литературе, бережное отношение к книгам. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие, доброжелательное и бережное отношение к животным, растениям, природе; уважение к старшим и любовь к родной земле.
Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация к заданиям викторины, Д/и «Сложи картинку» (рассказ «Почему плачет синичка?», рассказ «Яблоко и рассвет»), книга В. А. Сухомлинский «Рассказы для детей».
Предварительная работа: знакомство детей с творчеством В. А. Сухомлинского, чтение его произведений, выставка детских рисунков по произведениям В. А. Сухомлинского.
Ход викторины
Воспитатель: Ребята, хочу вам загадать загадку:
Я всех знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться.
Воспитатель: Что это? (Книга)
-Верно, скажите, для чего нам нужны книги? (ответы детей)
-А вы любите книги? (ответы детей)
Посмотрите, какую интересную, красочную книгу я сегодня принесла. Живут в этой книжке поучительные истории, написал их заслуженный учитель, известный советский писатель. (На экране слайд 1 - Портрет В. А. Сухомлинского)
Дети, вы догадались кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это Василий Александрович Сухомлинский. Он,очень любил детей и написал для них около 1200 рассказов и сказок.
Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами совершим путешествие по произведениям В. А. Сухомлинского. Согласны? А поможет нам в этом игра – викторина. В нашей игре участвуют две команды: «Умники» и «Знайки».
Воспитатель: Итак, начинаем нашу викторину.
1. Разминка
1. Кем работал В. А. Сухомлинский? (учителем, директором школы)
2. Что писал В. А. Сухомлинский для детей? (Сказки и рассказы)
3. Какие вы знаете сказки и рассказы В. А Сухомлинского? (Ответы детей)
4. Чему учат сказки и рассказы В. А Сухомлинского? ( Вариант ответа: Они учат добру, пониманию, взаимовыручке, поддержке близких).
Воспитатель: В. А Сухомлинский был добрым человеком и хотел, чтобы его воспитанники и все дети росли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, любили и уважали своих родителей, свою землю, свою Родину.
2. Задание «Узнай рассказ по отрывку»
Воспитатель: Внимательно послушайте отрывок из рассказа, и назовите его.
1).Команда «Знайки»
Воспитатель: «Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку».
( Ответ: Это рассказ «Для чего говорят «спасибо»)
Вопрос: Что ответил дедушка на вопрос мальчика? ( Вариант ответа: Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди)
Вопрос: Чему учит этот рассказ? ( Вариант ответа: Мы должны быть благодарны за доброту, которую к нам проявляют люди и природа, а неблагодарность –это плохое качество человека) .
2).Команда «Умники»
Воспитатель: «Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тонкий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками». ( Ответ: Это рассказ «Мальчик и колокольчики ландыша»)
Вопрос: Скажите, что хотел сделать мальчик, когда увидел ландыши? ( Вариант ответа: Хотел сорвать ландыш).
Вопрос: Как вы считаете, почему мальчик передумал срывать ландыши, что он им сказал? ( Вариант ответа: Они были очень красивые, ему жалко стало их срывать. Он сказал тихо: «Растите, Колокольчики.)
3. Задание «Из какой я сказки?»
Воспитатель: Сейчас на экране появится персонаж из сказки. Вам нужно вспомнить название сказки и рассказать, что произошло с героями сказки.
1). Команда «Знайки»
(слайд 2 -Ромашка) – Ответ: это сказка «Девочка и ромашка»
Вопрос: Что произошло с Ромашкой? ( Вариант ответа: ромашку придавил камень, а девочка убрала камень и освободила её из – под каменного гнёта, спасла от гибели. Ромашке было хорошо с девочкой, она с ней подружилась.)
Вопрос: О чем эта сказка? ( Вариант ответа: эта сказка о том, что каждое живое существо хочет быть кому-то нужным. Что и люди, и животные, и растения нуждаются в любви, ласке, помощи и сочувствии).
2). Команда «Умники»
(слайд 3 – Пчелка на цветке) Ответ: это сказка «Пчела и тыквенный цветок»
Вопрос: Что случилось с пчелкой? Кто ей помог? ( Вариант ответа: пчёлка собирала мёд на тыквенном поле, и не заметила, как наступила ночь, а дом далеко. Тыквенный цветок предложил ей переночевать под его лепестками).
Вопрос: Как вы думаете, почему Пчелке было трудно расставаться с тыквенным цветком? Каким словом можно описать тыквенный цветок? ( Вариант ответа: Потому что цветок был добрый, гостеприимный, пчелке с ним было очень хорошо).
Физминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучик поймали и к груди
Скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир добрей смотри.
4. Игра «Сложи картинку»
Воспитатель: Вам нужно сложить картинку, назвать произведение и ответить на вопросы.
1).Команда «Знайки»
Разрезные картинки к рассказу «Почему плачет синичка?»
Вопросы:
1. Почему же синичка плакала? ( Вариант ответа: Синичка боялась, что гнездышко упадет с дерева, а птенчики погибнут).
2. Как вы думаете, что нужно сделать ребятам, чтобы синичка успокоилась? ( Вариант ответа: Ребята не станут качаться на качелях, а поиграют в другую игру. Сделают качели в другом месте).
2). Команда «Умники»
Разрезные картинки к рассказу «Стыдно. перед соловушкой»
Вопросы:
1. Вспомните, как поступили с остатками еды девочки, после того, как соловей перестал петь? ( Вариант ответа: Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку).
2. Чему учит нас В. А. Сухомлинский в этом рассказе? ( Вариант ответа: Нужно бережно относиться к природе, охранять природу, чтобы любоваться ее красотой. Соловей своим пением радует всех, кто находится в лесу. А Оля, оставила после себя мусор, тем самым загрязняя лес, в который приходят люди отдыхать, и сами девочки придут еще не один раз.)
5. Задание «Узнай сказку по картинкам»
1).Команда «Знайки»
Воспитатель: посмотрите внимательно на иллюстрацию и назовите произведение.
(слайд 4 - иллюстрация к сказке «Сказка о гусыне»)
Вопрос: Опишите что произошло когда гусята вышли гулять? ( Вариант ответа: Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая. Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей).
Вопрос: Как вы думаете, о чем хотел сказать В. А. Сухомлинский в этой сказке? ( Вариант ответа: Я думаю, о материнской любви, о том, что мама всегда и везде защитит своих детей, потому что она их очень сильно любит).
2).Команда «Умники»
(слайд 5 - иллюстрация к сказке «Яблоко и рассвет»)
Вопрос: Назовите героев этого рассказа. ( Ответ: Дедушка Корней, Миша).
Вопрос: Вспомните, что нужно было сделать Мише, чтобы сорвать яблоко? ( Вариант ответа: Ему нужно было, не полениться, а встать рано – на рассвете и потрудиться – налить пчелам воды, срезать сухие веточки).
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина.
Подведение итогов викторины
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, были внимательными, сообразительными, показали, что вы настоящие знатоки произведений В. А. Сухомлинского. А ещё я хочу вам рассказать маленький секрет – хотя сказки и рассказы В. А. Сухомлинского все разные, но в каждом его произведении спряталось одно важное слово – это слово ДОБРО. И кто его находит, становится добрым и счастливым. А вы нашли это слово сегодня, в его сказках и рассказах, а значит стали еще добрее и счастливее.
Литература:
1. В. А. Сухомлинский «Рассказы для детей».