Лилия Мананкова
Викторина по экологическому воспитанию «Не дадим первоцветам исчезнуть!» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» (МБДОУ ДС КВ «Родничок»)
Образовательное мероприятие
Викторина :
«Не дадим Первоцветам исчезнуть!»
Средняя группа.
Мананкова Лилия Александровна – воспитатель.
р. п. Усть – Донецкий
2016г.
Оглавление:
1. Введение___3
2. Цель, задачи___4
3. Актуальность и значимость проводимого мероприятия___5
Публикация «Викторина по экологическому воспитанию „Не дадим первоцветам исчезнуть!“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Сценарии экологических мероприятий
- Средняя группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Содержание мероприятия___6
5. Результаты мероприятия___11
6. Выводы___12
7. Приложения___13
Введение
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придаётся экологическому образованию подрастающего поколения – школьников и дошкольников.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Дошкольное детство – важный период в жизни ребёнка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Ребёнок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт экологическое развитие ребёнка.
Природа способствует гармоничному развитию личности человека, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Мир на пороге нового века. Каким он будет – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетические чувства, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.
Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к растительному миру.
Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Актуальность
Важное значение для формирования личности дошкольника имеет любовь к Родине, родному краю, природе, начиная с младшего возраста.
В будущем изменить мировоззрение, представление и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к природе, её богатству и разнообразию. Особенно важным является получение нужной, проверенной информации в связи с психологическими, возрастными особенностями.
В соответствии с ФГОС выпускники ДОО должны быть эмоционально отзывчивыми к миру живой и неживой природы.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
И никто, как будто, специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.
Человечество со всей очевидностью начинает осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно.
Проблема экологического воспитания в настоящее время особенно актуальна. Из-за большого объема производимого человеком мусора свалки занимают огромные территории. Запас полезных ископаемых неуклонно снижается, исчезают с лица Земли многие виды растений и животных и все это происходит не в процессе стихийных бедствий и катастроф, а из-за жизнедеятельности людей, из-за их экологической безграмотности.
Воспитать экологическую культуру у детей легче, чем у взрослых, но начинать лучше с семьи, именно поэтому целью моей работы является проблема грамотного экологического воспитания, за счет привлечения внимания детей и их родителей.
Мною была организована Экологическая гостиная «Лазорик». В своей работе я использую как традиционные формы (консультации, беседы,так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Главное в работе - дать совет родителям в воспитании доброты к природе. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовывать. Поэтому для каждой группы родителей организую отдельную беседу. Так же использую работу с художественной литературой. Мы с детьми показываем родителям экологические сказки, сценки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Содержание мероприятия:
Воспитатель : Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дорогие родители! Рада вас видеть на очереднойвстрече в экологической гостиной «Лазорик». На Земле живёт много людей. И мы все хотим играть на цветущих полянах, дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы. Но с каждым годом делать это становится всё сложнее и сложнее. Виной тому – наше неправильное поведение. Если мы научимся беречь природу, не делать ей больно – она будет нас радовать долго – долго. Наша встреча сегодня будет проходить под девизом: «Не дадим Первоцветам исчезнуть!» Сегодняшняя игра – викторина посвящена первоцветам Дона. Встречаются две команды дети команда - «Солнышко» и родители команда- «Радуга» Каждая команда должна выбрать капитана. Чтобы пришла победа в команду, нужны крепкие дружеские отношения между игроками. И сейчас мы все вместе споём песню о дружбе, которая поможет нам в игре.
Песня «Дружба.» (Барбарики).
Воспитатель : Вопросы в игре задаются поочерёдно командам, за правильные ответы команды получают фишки. Ну что же начинаем игру.
1Тур: «Как называется цветок?»
Воспитатель показывает картинки : 1. Пролеска сибирская.
2. Чистяк весенний.
3. Хохлатка.
4. Ландыш.
5. Фиалка.
6. Гусиный лук.
2 Тур: «Загадки – отгадки о цветах.»
Воспитатель загадывает загадку, а команды находят на столе картинку – отгадку показывают и называют цветок.
***
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
***
Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую.
(Анютины глазки)
***
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Следите за расходомdiag
***
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках.
(Мимоза)
***
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
***
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
***
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)
***
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
***
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается.
(Сирень)
***
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам
смекалка -
Все зовут цветок.
(Фиалка)
***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
3 Тур: «Музыкальная пауза»
Танцуют обе команды под музыку: «Барбарики»
4Тур: Конкурс капитанов «Собери букет»
Из бумажных цветов собирают на фланелеграфе букет.
5Тур: «Берегите живое!»
Воспитатель показывает сюжетные картинки о природе, игроки должны рассказать о действиях.
Не рвите редкие цветы.
Не рвите полевые цветы.
Не разоряйте птичьи гнёзда.
Не рвите водные цветы.
Не забирайте из леса домой животных.
Не разжигайте костёр в лесу без взрослых.
Не разоряйте муравейники.
Не портите несъедобные грибы.
Не обижайте змей.
Не обижайте птиц.
6 Тур: Стихотворения о природе.
Команды по очереди читают стихи.
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навеки!
Береги природу.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым было
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Давайте сохраним.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ирина Савельева
Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы,
Не губите, дети, их.
Миша Скрипкин
Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.
Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток
Не пугайте птичьих деток.
Грибы, ягоды берите
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.
Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!
Люби природу, человек!
Марк Львовский
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи!
Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай,
Вредителям - позор!
Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй!
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Не рвите редкие цветы.
Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо
Ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле…
7 Тур: Домашнее задание.
Приготовление плакатов об охране природы.
Подсчёт фишек.
Воспитатель : Вот и подошла к концу наша встреча. В нашей игре сегодня не будет победителей и проигравших. И как замечательно, что каждый из вас знает как следует себя вести на природе, чтобы не навредить ей. Вы знаете, что наши первоцветы занесены в красную книгу, это значит,что их осталось совсем мало. Так давайте мы с вами станем на защиту наших редких растений. Я хочу вам раздать памятки об охране природы.
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
То окажутся пусты…
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы… (Т. Собакин)
Приглашаю всех участников мероприятия исполнить песню Барбариков «Не уроните шарик.»
Результаты мероприятия:
Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:
1. Сформированы начала экологической культуры у детей;
2. Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
3. Дети учатся практическим действиям по охране природы;
4. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
5. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Выводы:
1. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В ходе проделанной работы мы показали, что работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей в области экологического образования, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье и сформировать положительное отношение к природе.
2. Родители должны помогать воспитателю в том, чтобы заинтересовать ребенка проблемам экологического состояния природы.
3. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Приложения
Ин формация о проведенном мероприятии размещена на сайте ДОО: родничок-уд. рф