Алина Москалюк
Познавательная викторина «Овощеводы» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представления детей о труде овощеводов Ленинградской области, воспитывая интерес и уважение к их профессии.
Задачи:
1. Обобщить представления детей об овощных культурах, выращиваемых в Ленинградской области, особенностях их роста, способах ухода за ними.
2. Развивать словарь, речевую активность, воображение детей в разговорах о машинах и механизмах, облегчающих труд овощеводов, о последовательности производственных процессов в разные сезоны.
3. Воспитывать культуру взаимоотношений детей в игровой и исследовательской деятельности.
Публикация «Познавательная викторина „Овощеводы“ для дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Предварительная работа с детьми на темы «Овощи», «Растениеводство», «Овощеводы»
Содержание деятельности и задачи:
Придумывание загадок и рисование по теме «Овощи»
Закрепить представления детей о характерных особенностях овощей
Познавательное занятие «Овощи на нашем столе» Уточнение представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепление представления о значении свежих плодов для здоровья людей.
Наблюдения за ростом растений (укроп, лук)
Выявление необходимости влаги, тепла, света для роста растений.
Рассказ воспитателя «Как вырастить овощи?» (с показом слайдов) Познакомить детей с понятием «рассада» и последовательностью трудовых действий по выращиванию овощей.
Дидактические игры «Вершки и корешки»,
«Что созрело в огороде» Классификация растений по особенностям их произрастания
Рассказ воспитателя «Растениеводство - труд жителей сел нашего края»
(с показом слайдов) Учить различать отрасли сельского труда (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство) и соответствующие растительные культуры
Игра – лото «Растениеводство» Закрепить название растительных культур
Рассказ воспитателя «Познакомимся с трудом овощеводов»
(с показом слайдов)
Содержание рассказа:
«Чтобы вырастить хороший урожай, человек должен знать, какие овощи можно выращивать в Ленинградской области?
Люди, которые руководят посадкой и уборкой урожая называются агрономами. Человек, выбравший профессию агронома, должен любить природу.
Агроном может ответить на любые вопросы, например:
- Когда пахать землю?
- Когда сажать, поливать овощи?
- Чем могут болеть молодые растения?
- Когда убирать созревшие плоды?
- Где лучше выращивать разные овощи?
Когда ваши прабабушки и прадедушки были детьми, таких замечательных машин, облегчающих труд овощеводов, еще не было. Трудиться даже на маленьком участке земли было очень тяжело (см. слайды).
Сейчас выращивают овощные растения и в огородах, и в теплицах, и в поле (см. слайды).
Чтобы обработать землю в поле, нужен трактор. Человек, который управляет трактором – тракторист. Трактор большими плугами пашет землю, культиватором рыхлит ее, сеялка сеет, поливальные установки поливают, даже самолеты помогают вырастить хороший урожай, обрабатывают поля от вредителей и сорняков.
Чтобы убрать урожай, нужен комбайн. Человек, который управляет комбайном, называется комбайнер.
А водители грузовых машин быстро доставляют урожай на склад (овощехранилище, в магазины, на заводы для переработки, там из них делают различные маринады, салаты, соки. Очень много овощей везут в овощехранилище, чтоб всю зиму потом в магазине были свежие овощи. Вот какую огромную работу проделывают овощеводы (см. слайды).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать овощевод? (Он должен быть трудолюбивым, настойчивым, крепким, здоровым, ссыльным, терпеливым).
Работа детей в мини-исследовательской лаборатории.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть семена на салфетке:
- Что можно сказать про эти семена? (круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)
- Кто знает семена каких культур у вас на салфетке? (огурцов - овальные, помидоров – круглые, мелкие)
- Сегодня мы с вами будем сажать семена огурцов, чтобы получить рассаду.
- Где берут семена огурцов?
- Ребята, давайте проверим, какие семена пригодны к посадке, а какие нет. Для этого нужно семена опустить в воду.
-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).
-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).
- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление положить семена, присыпать землей, осторожно полить водой.
План викторины :
Логоритмическое упражнение - разминка «Вырастим овощи»
Мы лопаты взяли,
Землю раскопали,
Её мы удобряли,
Все вместе разрыхляли.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена сажали,
Из лейки поливали.
Мы мотыгу взяли
И сорняки убрали.
Всё под солнышком растёт.
Вырос, вырос огород.
Дети делятся на 4 команды.
1) Воспитатель: «Я хочу рассказать вам историю про маленьких сказочных человечков – гномов. Осенью посадили гномы семена в песок, полили их ледяной водичкой, утоптали грядки ножками, чтобы разные жуки и червяки не ползали, грядки не портили, семена не ели. Сидят и ждут, а овощи что-то не растут. Как вы думаете, почему не росли овощи?»
Дети обсуждают ошибки гномов, получая жетоны для команды за правильный ответ:
- Семена овощей сажают весной, а осенью - убирают урожай.
- Семена сажают в рыхлую землю, чтобы к ним попадали воздух и вода.
- Червяки и некоторые другие насекомые рыхлят землю. Этим они приносят пользу, их уничтожать нельзя.
- Грядки лучше поливать тёплой водой, тогда семена быстрее прорастут.
- Летом надо ухаживать за посевами, прореживать их, пропалывать.
Воспитатель: «Ребята, какие орудия труда и инструменты помогают овощеводам в работе на огородах?» (лопата, грабли, мотыга, тяпка, лейка).
2) Игра «Овощеводы»
Цель: Закреплять представления детей о сезонных видах труда овощеводов и развивать предикативный словарь. Обобщать представления детей о значении овощей для здоровья и способах их приготовления.
Предметный словарь: баклажан, перец, кабачок, петрушка, редис, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста и др.
Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.
Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный, вкусные, полезные, свежие, твёрдые, сочные, хрустящие.
4 команды получают названия («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») и составляют рассказы о работе овощеводов в разные сезоны и об использовании людьми овощей в зимнее время.
3) «Почему так говорят?» : «Весенний день год кормит», «Кто пахать не ленится, у того все уродится». Дети объясняют значения пословиц и поговорок о труде работников села.
4) «На какие группы можно разделить овощи?» (листовые, корнеплоды, плодовые, бобовые).
- Подумайте в чем их различие?
(корнеплоды, бобовые, листовые – выращивают посевом семян прямо в грунт, а плодовые – выращивают с помощью рассады).
- Почему плодовые культуры выращивают в теплицах с помощью рассады? (если семена плодовых культур посадить в землю они не успеют дать урожай, так как в Ленинградской области холоднее, чем на юге).
Командам предлагается нарисовать по одному растению каждой группы.
В конце викторины воспитатель помогает детям сосчитать жетоны. Называется команда-победитель.
Дальнейшее погружение в тему:
Оформление альбома «Юные овощеводы».
Музыкальный досуг «Осенняя ярмарка».
Выставка семейных стенгазет «Что посеешь, то пожнешь», «Праздник урожая».