Ольга Марьина
Викторина «Мой Пушкин» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка (подготовительная группа)
Воспитатели: Марьина О. В. Комарова О. А.
Музыкальный работник: Соколова А. В.
Викторина " Мой Пушкин".
Цель:
Образовательная: закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина, учить понимать красоту и силу русского языка, в своей речи употреблять образные выражения, синонимы: говорить красочно.
Публикация «Викторина „Мой Пушкин“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
Воспитательная: воспитывать интерес к поэзии, любовь к родному языку; воспитывать добрые чувства -сострадание, умение понять и посочувствовать другим людям.
Коррекционная: Обогащать словарь детей различными образными выражениями.
План викторины
Часть I.
Дети под музыку входят в зал. Занимают свои места.
1. Стихи
2. Медиа-презентация «Москва – город Пушкина»
3. Стихи
4. Д. И. «Лукоморье»
Часть II. Конкурсы
1. Представление команд. Девизы.
2. Конкурсы:
Конкурс №1 «Знатоки сказок»
• Разминка «Продолжи дальше»
• Д. И. «Царь с царицею»
Игра «Бояре»
Конкурс №2 «Живая сказка»
• «Отгадай, назови героя»
• Загадка для родителей
• Драматизация:
- По «Сказке о Царе Салтане» (команда «Кот Учёный»)
- По сказке «Золотой Петушок» (команда «Черномор»)
• «Добрым молодцам урок»
Игра «Ручеёк»
Конкурс №3 «Чудеса острова Буяна»
• Презентация детских работ
Конкурс №4 «Приданья старины глубокой»
• Д. И. «Подбери пару»
• Ребусы от золотой рыбки
• Часть III Стихи
• Подведение итогов: выступление судей.
• Награждение
• Стихи
• Подведение итогов: выступление судей.
• Награждение
I.
Ход викторины
Дети под музыку входят в зал. Занимают свои места.
(Портрет А. С. Пушкина из презентации на экране)
1) Стихи
1 ребенок
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
Поэзии волшебными словами.
2 ребенок
Мне сладок слог твой,
Наслаждаюсь я
Твоим божественным прекраснейшим звучанием
Читаю с упоением тебя
И предаюсь различным состояньям.
3 ребенок
Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели. -
4 ребенок
Мой Пушкин! Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
- Воспитатель. :
- Ребята! Как хорошо, что мы с вами живём в Москве, где когда-то давно родился великий русский поэт А. С. Пушкин.
2) Ребенок. Медиа-презентация «Москва – город Пушкина»
3) Стихи
1 ребенок
Облетела вокруг света
Слава русского поэта.
Пусть уходят вглубь года,
3 ребенок
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые как сны.
Сыплются слова, слова- алмазы
На вечерний бархат тишины.
2 ребенок
Ветер по морю гуляет, дует в паруса
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавец похищает мрачный Черномор
-4 ребенок
Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,
Где разбитые корыта рыбка раздает.
Где шумит волна морская, нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая и учёный кот.
5 ребенок:
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным златом,
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
4) Игра «Лукоморье».
1 ребенок читает часть стихотворения, а 2 ребенок выкладывает нужные картинки на магнитной доске, 2 ребенок читает вторую часть стихотворения, а 1 ребенок выкладывает нужные картинки:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
Воспитатель : Спасибо, ребята! Вот мы и в сказочной стране «Лукоморье», где ожидают нас испытания. Команды готовы? Вставайте!
II. ВИКТОРИНА.
1) Представление жюри.
Воспитатель. : Разрешите представить вам наше жюри! Наши судьи – Воспитатели других групп
2) Представление команд.
Воспитатель. : Разрешите представить вам наших участников: команда «Черномор»! Ваш девиз:
«Мудрость и ум в бороде ты храни!
И нас, Черномор, к победе веди!»
Команда «Кот Ученый»! Ваш девиз:
«Вперед, Ученые Коты!
Трубой держите вы хвосты!»
Воспитатель. : Молодцы! Садитесь, ребята!
3) Конкурсы.
Воспитатель. объявляет номер и название конкурса.
Конкурс № 1. «Знатоки сказок» :
а) Разминка. Дидактическая игра «Продолжи дальше».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Продолжи дальше» (объясняет правила игры).
Мы начнём, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!
1 команда"Черномор". 2 команда" Кот Ученый"
Слушайте внимательно, в «Сказке о Золотом Петушке»
1) «Царь - … (Дадон) Девица - … (Шамаханская царица)
Внимание, в «Сказке о царе Салтане»
1) Князь - … (Гвидон) Царь - … (Салтан)
2) Сватья баба - … (Бабариха) Царевна - … (Лебедь)
б) Дидактическая игра «Царь с Царицею»
Воспитатель: объясняет правила игры.
- Слушайте задание. Команде «Черномор» надо ответить о царице из какой сказки идет речь, а команде «Кот Ученый» о царе, из какой сказки идет речь.
- Поощряются полные ответы и точные названия сказок.
1 ком. О Царице из какой сказки идет речь?
2 ком. О Царе из какой сказки идет речь?
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
(из «Сказки о мертвой царевне»)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обеды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
(из «Сказки о золотом петушке»)
… И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
(из «Сказки о золотом петушке»)
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
(из «Сказки о мёртвой царевне»)
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю.
(из «Сказки о царе Салтане»)
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
(из «Сказки о царе Салтане»)
Воспитатель. : Да! Делать нечего, бояре, потужив о государе… Но мы, ребята, не будем тужить и грустить и поиграем в веселую русскую игру «Бояре».
Воспитатель. : Родители, помогите определиться детям с выбором невесты. Команды, приготовьтесь к игре!
Игра «Бояре»
Воспитатель: объявляет номер и название конкурса.
Конкурс № 2 «Живая сказка»
• Разминка «Отгадай, назови героя».
Воспитатель: отгадайте загадку, назовите из какой сказки персонаж.
(в это время родители помогают переодеться детям).
1 команда 2 команда
- Кому страшен червячок,
Что насажен на крючок?
(рыбке, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу!
(Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
- Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги
(заяц, «Сказка о попе и работнике Балде»)
- Зверька узнали мы с тобой
По двум простым приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(белка, «Сказка о царе Салтане»)
• Загадка для родителей.
Уважаемые гости, в произведениях А. С. Пушкина описано много интересных образов.
Отгадайте загадку об одном из них:
Родился этот человек в необычной семье. Отец его был – правящий монарх, мать – из простонародья. Несмотря на то, что семейная жизнь родителей не сложилась, он быстро сделал карьеру, в том числе и политическую. Стал представителем власти островного государства. Его государственная политика была популярна в народе. Кто этот политический деятель?
Ответ: Князь Гвидон
Воспитатель : Молодцы, родители, не подвели детей! Арина, Фарид – выходите!
в) Драматизации –
(1) По «Сказке о царе Салтане…»
Ребенок- Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Сказке скажем : добрый час!
И отрывок из «Cалтана” вам покажем мы сейчас.
Ребенок- К нам из сказки приходит Салтан,
Лебедь к нам уж плывет по волнам.
Воспитатель ; Ребята из команды «Кот Ученый», оживите сказку!
***
Выходят ребята из команды «Кот Ученый» :
1 ребенок – ведущий
2 ребенок – царевна- лебедь
3 ребенок- князь Гвидон
4 ребенок- белочка (игра на металлофоне)
1 ребенок- Князь Гвидон у моря ходит
с синя моря глаз не сводит.
Глядь, поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Звучит музыка, лебедь танцует.
2 ребенок- Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих как день ненастный?
Опечалился чему?
3 ребенок- Грусть тоска меня съедает; Чудо чудное завесть
мне б хотелось. Где –то есть ель в лесу. Под елью белка
Диво, право, не безделка- белка песенки поёт
Да орешки всё грызет, а орешки не простые
Все скорлупки золотые, ядра- чистый изумруд
Но, быть может, люди врут?
2 ребенок- Свет о белке правду бает. Это чудо знаю я
Полно, князь, душа моя, не печалься:
Рада службу, оказать тебе я в дружбу. Садится
1 ребенок- С ободрённою душой, князь пошёл к себе домой,
Лишь ступил на двор широкий-
Что ж? под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех.
Золотой грызет орех.
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
“Во саду ли, в огороде. ”
4 ребенок М. - (играет на металлофоне “ Во саду ли, в огороде”.)
1 ребенок- Изумился князь Гвидон:
3 ребенок- Ну, спасибо, Ай да лебедь- дай ей боже,
Что и мне веселье тоже.
1 ребенок- Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.
Воспитатель. : Ребята из команды «Черномор», тоже готовы оживить сказку! Ребята ждём вас!
(2) Драматизация по сказке ''Золотой петушок’’.
Выходят ребята из команды «Черномор» :
1 ребенок. - ведущий
2 ребенок- царь
3 ребенок. - мудрец
4 ребенок- Шамаханская царица.
4 ребенок- Я сказку эту каждый день читаю,
Её почти уж наизусть я знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И Шамаханскою Царицей стать мечтаю.
Танец Шамаханской Царицы.
***
1 ребенок- Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
2 ребенок- А, здорово, мой отец
1 ребенок - Молвил царь ему,
2 ребенок- Что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?
3 ребенок- Царь!
1 ребенок- Ответствует мудрец
3 ребенок- Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещал мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнишь, как свою
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
1 ребенок- Крайне царь был изумлен.
2 ребенок- Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня,
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего.
3 ребенок- Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу
Шамаханскую царицу,-
2 ребенок- Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
1 ребенок - Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. - Вся столица
Содрогнулась, а девица…
4 ребенок - Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха!
1 ребенок- Не боится, знать греха.
Вот- въезжает в город он …
Вдруг раздался легкий звон.
И в глазах у всей столицы
(Ведущий берет петушка на спице и клюет царя в темя)
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице подлетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз,- и умер он.
(Царь падает) – 4 ребенок убегает на место.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
г) «Добрым молодцам урок»
Воспитатель: Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Какие нравственные уроки мы можем вынести из сказок Пушкина. Какова мораль этих сказок?
Вопрос: Подумайте и скажите, к каким сказкам больше всего подходят русские пословицы?
Команда «Черномор» : Команда «Кот Ученый»
В зависти нет ни проку, ни радости (сказка о мертвой царевне, сказка о царе Салтане)
Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет (сказка о рыбаке и рыбке)
Воспитатель : Молодцы! Вставайте добрые молодцы, приглашайте красных девиц, поиграем в старинную русскую игру «Ручеек»!
Игра «Ручеек»
Конкурс № 3. «Чудеса острова Буяна»
Воспитатель: Ребята нашей группы вместе с родителями сделали много чудесных поделок. Каждый ребенок в группе рассказал о своей работе. По результатам групповых презентаций команды проголосовали: Команда «Кот Ученый» решила, что в конкурсе «Чудеса острова Буяна» от их команды будет представлять свою работу 1 ребенок, команда «Черномор» выбрала своим представителем 2 ребенка.
Воспитатель: ставит столик-ромашку на середину зала работу 1 ребенка
Воспитатель ;. приглашает 1 ребенка
Презентации детских работ.
1. 1 ребенок «Белка в хрустальном домике»
Воспитатель:. убирает работу 1 ребенка и ставит на столик работу 2 ребенка
Воспитатель. приглашает 2 ребенка.
2. 2 ребенок «Лебедь там уж гуляет по волнам»
Воспитатель: объявляет конкурс №4
Конкурс № 4. «Преданья старины глубокой».
1. Разминка. Дидактическая игра «Подбери пару».
Воспитатель. : Когда А. С. Пушкин писал свои сказки, то многие современные слова звучали по-другому. Назовите эти слова!
Команда «Черномор» Команда «Кот Ученый».
Дом – (изба) Глаза – (очи)
Солдат – (Витязь, воин) Рыбацкая сеть - (Невод)
Шкаф для одежды – (Сундук) Щеки – (ланиты)
Губы – (уста) Тюрьма – (темница)
Армия, войско – (рать) Посыльный, почтальон – (гонец)
б) Ребусы от Золотой рыбки.
Воспитатель : Посмотрите, какая к нам гостья пожаловала (конверт с Золотой рыбкой! Из какой она сказки? Да здесь конверт, а в конверте что-то необычное (конверт ребуса «Лукоморье»).
1 – Лукоморье
Воспитатель. выкладывает изображение ребуса.
Воспитатель. : Ребята из команды «Черномор», посмотрите внимательно на эти две карточки. Подумайте, какое слово здесь спрятано, кто догадался, поднимите руку!
Дети отвечают: «Лукоморье!»
Молодцы! Что же это за место – Лукоморье? ( дети: это морской залив, морская бухта, где берег земли изогнут, как богатырский лук).
2 – Черномор
Воспитатель. выкладывает изображение ребуса.
Воспитатель. : Ребята из команды «Кот Ученый», посмотрите на эти две картинки, подумайте, какое слово спрятано здесь. Кто догадался, поднимите руку!
Дети отвечают: «Черномор!»
Молодцы! Кто готов ответить, почему у Черномора такое имя?
Дети отвечают: «Потому что он живет в Черном море».
Воспитатель: выкладывает задание для обеих команд.
3 – «И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил»
Воспитатель : Посмотрите на схему, подумайте, как заканчиваются многие сказки А. С. Пушкина. Кто знает, поднимите руку.
Дети отвечают: «И я там был, мёд-пиво пил! По усам текло, в рот не попало.»
Воспитатель : Ребята, многие сказки А. С. Пушкина заканчиваются такими словами. Мёд и пиво – это сладкая тягучая русская речь; ласкающее, убаюкивающее душу и сердце – русское слово, которым никогда нельзя напиться и насладиться вдосталь.
III.
1) Стихи
1 ребенок - Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть вчерашний снег.
3 ребенок В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
2 ребенок- В сказке все бывает честно:
И начало и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
4 ребенок Кот учёный и русалка
Царь, царевич, добрый гном-
Покидать нам сказку жалко
Как уютный милый дом!
Воспитатель. - Прочитаем сказки детям
И научим их любить.
5 ребенок- Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
2) Выступление судей. Подведение итогов.
Воспитатель. : слово предоставляется председателю жюри
3) Награждение
Жюри награждают детей медалями «За любовь к книге».
4) Слайд «Пушкинская площадь», звучит песня Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство».
Дети и родители фотографируются на фоне слайда, выставки рисунков и мини-музея.