Виктория Едигарьева
Виды психологической защиты на примере воспитанников старшей группы детского сада общеразвивающего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. Проблема психологической защищенности личности является одной из практически значимых, изучаемых в психологии, педагогике и социологии. Но эта проблема ещё недостаточно решена в психологии и педагогике, особенно относительно раннего этапа развития человека. Тем не менее, известно, что уже с раннего возраста мы начинаем использовать разные способы психологической защиты для сохранения своей внутренней стабильности при реальной или воображаемой угрозе разрушения целостности своей эго-структуры.
Публикация «Виды психологической защиты на примере воспитанников старшей группы детского сада общеразвивающего вида» размещена в разделах
Способы психологической защиты детей дошкольного возраста возможно трансформировать в конструктивные и адекватные, если учитывать их при создании индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ общеразвивающего вида в старшей группе, в данном исследовании принимало участие 20 детей, 20 родителей, 4 педагога.
Использовались следующие методики исследования психологической защиты : диагностическая беседа «Способы психологической защиты» дошкольников (Е. Б. Ковалева); карта оценки детских защитных механизмов (авторская модификация методов Р. Плутчека, К. Пери, адаптированного Е. В. Чумаковой); проективная рисуночная методика «Человек под дождем».
Диагностируя способы психологической защиты дошкольников можно отметить следующие результаты: у большинства детей старшей группы наблюдается базовый способ защиты – агрессия. На втором месте стоит – избегание, затем управление.
Оценивая список доступных для наблюдения поведенческих реакций детей, воспитатели и родители отметили отрицание как один из наиболее предпочитаемых защитных механизмов. Интеллектуализация также на высоком уровне в данной группе детей. На среднем уровне замещение и проекция и на низком вытеснение, регрессия, гиперкомпенсация. Разделение на уровни условно, т. к. разрыв в процентном соотношении не велик.
Большинство детей из старшей группы нуждаются в коррекционно-развивающей работе по использованию психологической защиты, а именно: показали высокий уровень агрессивности, тревожности, разного рода страхи, замещение, пессимизм, фантазирование. По предотвращению генерализации психологической защиты в личностною черту воспитателем совместно с писхологом был разработан маршрут индивидуальной работы, который был внедрен в процесс воспитательной деятельности, по истечении которого у детей старшей группы снизилась агрессия, избегание, у некоторых возросла блокировка. У детей заметно снизилась агрессия, страх, тревожность, фантазирование, компенсация, инфантилизм, пессимизм и замещение, так же уровень тревожности снизился, дети стали более самостоятельными, смелыми, жизнерадостными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. Важно отметить, что при планировании воспитательной деятельности воспитателю совместно с психологом необходимо учитывать виды психологических защит детей, для поддержания общей положительной самооценки, определяемой позитивным образом «Я», что является необходимым условием жизни любого человека.