Анна Сергеева
Виды нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования - рисование СОЛЬЮ. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочив его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
Публикация «Виды нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
Любят дети рисовать и. мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали - и рисунок готов.
Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают (как бы вдыхают) краску и так же осторожно выдувают ее на лист бумаги. Малышам работу можно облегчить и сделать ее более безопасной - налить чуть-чуть краски на лист бумаги, и пусть они дунут на нее из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеивают соответствующую картинку, а пальцем дорисовывают все необходимое : звезды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки животных, если это лес.
ШТАМПИК ИЗ ВЕРЕВОЧКИ
Из веревочки очень интересно складывать буквы, цифры и «рисовать» любые предметы: получается контурный рисунок.
Но вам веревка пригодится для штамповки рисунков.
Ход работы:
1. Возьмите толстый брусок, одну его сторону сделайте гладкой и на нее наклейте картон, нанесите на него клей ПВА и узор из веревки.
2. Затем поролон или губку положите на блюдечко, напитайте краской и обмакните штампик. Используйте гуашь, акриловые краски (ими можно делать отпечаток на ткани, они не смываются, акварель.
3. Можно нанести на штампик краску не одного цвета, а разных цветов. Для этого аккуратно кистью нанесите на выпуклую часть штампа.
Отпечатки можно делать на белой бумаге, на тонированной, на цветной, на ткани, на картоне. Можно оживить старенькую салфетку или майку.
ШТАМПИК ИЗ КАРТОНА
Можно, как и в случае с веревкой, наклеить изображение на брусок, а можно и прямо на бумагу.
Потребуется: губка или ватный тампон, ножницы, клей, картон, краски два листа бумаги.
Ход работы:
1. На картоне нарисуйте любые фигурки, какие захотите, затем вырежьте их и наклейте на один лист бумаги.
2. Дождитесь высыхания клея. Теперь губкой нанесите краску на лист с фигурками и сверху положить чистый лист бумаги. Рисунок нужно чем-нибудь аккуратно прогладить (ложкой, пальчиками, валиком). Там, где бумага соприкасалась с выпуклыми фигурами, остался цветной отпечаток, а вокруг - непрокрашенное поле. Очень необычный рисунок получается.
3. Можно сразу наносить цветные краски, но делать это надо быстро, не давая краске высохнуть, иначе не выйдет отпечатка.
4. Можно сначала опечатать один цвет. Затем, когда краска на штампе и на рисунке просохнет, нанесите следующий цвет.
И не нужно спешить, выбрасывать штампик, им можно работать несколько раз.
Печать спичечным коробком.
Попробуйте порисовать спичечным коробком, катушками, пуговицами, ключами - это все, как штампик, нужно опустить в краску, прижать к бумаге и оторвать.
Печать по трафарету.
Ход работы:
1. Нарисуем на листе плотной бумаги трафарет - лепестки нарцисса. Вырежем их очень ровно и аккуратно.
2. Нальем на блюдце немного гуаши нужного цвета. Окунем чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделаем на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то начнем печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четким и краска не размывалась за пределы трафарета.
3. Теперь вырежем трафареты листьев и стебельков. Напечатаем их. Затем дорисуем серединки цветочков кисточкой.
4. Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить кармашек на фартуке, сделать воротничок, поясок.
ШТАМПИК ИЗ ОВОЩЕЙ
Штампик можно изготовить и из овощей: из картофеля, моркови, редиса, свеклы и др.
Ход работы:
1. Вырежьте штампик из любых овощей.
2. Опустите его в краску. и творите!
ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.
ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ
Ребенок также прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Чтобы получить другой цвет, меняется и мисочка и пенопласт.
ВОЛШЕБНЫЕ НИТКИ
Эта техника - «волшебные нитки» - вызывает бурный восторг у детей. Ведь они, используя ее в своих рисунках, становятся маленькими волшебниками! Ход работы:
1. Возьмите нитки № 10 и нарежьте по 20-25см.
2. Разведите акварель или возьмите цветную тушь. Опустите в краску нити, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики.
3. Уложите нитку на лист бумаги, сверху придавите другим листом (кончик нитки должен обязательно высовываться).
4. Потяните за кончик нити, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет нужен новый верхний лист бумаги.
5. А теперь посмотрите, что у вас получилось. Дорисуйте фломастером или красками и кистью тот образ, который вы увидели на бумаге.
РИСУЕМ БУСИНКАМИ, ШАРИКАМИ, КАМЕШКАМИ
Материалы: гуашь, бусинки или камешки, вода, кисть, скотч, ножницы, картонная коробка из-под конфет, бумага.
Ход работы:
1. На дно коробки скотчем прикрепить лист бумаги.
2. Бусинки покрасьте гуашью в любой цвет (можно опустить в баночку с краской, затем достать бусинки ложкой).
3. Окрашенные бусинки выложите на дно коробки и наклоняйте ее так, чтобы они катались в разных направлениях. Бусины оставят на бумаге причудливые следы.
4. Используйте другие цвета и бусины.
5. На дне коробки можно укрепить лист меньшего размера с любым трафаретом, тогда, сняв бумагу, вы увидите незакрашенное поле с каким - либо изображением.
ПЕЧАТАЕМ ЛИСТЬЯМИ НА ТКАНИ
Сначала придумай композицию. Может быть, это будет волшебные птицы, сказочный дворец или удивительный аквариум.
Ход работы:
1. Печатаем так же, как и на бумаге. Намазываем листки со стороны прожилок гуашью, затем прижимаем его в нужном месте на ткани.
2. Фон вокруг рыбок закрасим тампоном. Тампон изготовим так: кусочек поролона обмотаем вокруг какой - либо палочки или карандаша и затянем проволокой. Теперь постепенно разбавляем водой тушь или чернила до нужного оттенка. Оттенки пробуй сначала на бумаге.
3. Дорисуем кисточкой глазки рыбкам, стебельки и камешки.
РИСУЕМ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.
Материалы: акварель или гуашь, ватные палочки, вода, бумага, карандаш.
Ход работы:
1. Карандашом нанесите на бумагу рисунок.
2. Каждую новую краску берите новой палочкой.
3. Заполните точками сначала контур рисунка.
4. Затем весь рисунок заполните точками
НАБРЫЗГ
Это очень интересная техника разбрызгивания краски. У художников есть для этого специальный аппарат, он называется аэрограф.
Материалы: старая зубная щетка, нож и краска.
На стол нужно постелить газету, а на нее чистый лист бумаги.
Ход работы:
1. Налейте в тарелку жидкую краску.
2. Обмакните в нее щетку.
3. Следите, чтобы краска не капала со щетки.
4. Наклоните щетку над бумагой и проводите по ворсу по направлению к себе.
Можно обойтись и без ножа. Воспользуйтесь пальцами своей правой руки, в левой держите щетку с краской.
Брызги разлетаются в разные стороны и застывают в причудливой форме.
НАБРЫЗГИ С СУХИМИ ЛИСТИКАМИ
Ход работы:
1. Приготовьте листочки. Уложите их на белую или цветную бумагу.
2. Придавите листочки монетками.
3. Забрызгайте фон.
4. Дайте краске высохнуть. Снимите листочки.
РИСОВАНИЕ ПЛОТНОЙ БУМАГОЙ
Рисовать можно не только карандашами или кистью, но и с помощью плотной бумаги. Для этого необходимо вырезать полоску из картона (ненужных открыток, коробок из-под конфет и т. д. длиной 3-5 см. шириной 0.5-1.5см. (в зависимости от того, что вы будете изображать). Далее нужно обмакнуть край полоски в краску и, изменяя его (края полоски) движение, рисовать различные картины.
ДИАТИПИЯ
Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность кар тонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте рисунок прямо на кальке. Последнюю положите поверх подготовленной для отпечатки бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и. оттиск готов. Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне. Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттесните выпуклый силуэт чайки.
АКВАТИПИЯ
Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или акватипии.
Разведите гуашь и крупно широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.
Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
ЗНАКОМАЯ ФОРМА - НОВЫЙ ОБРАЗ
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обновить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).
Способ получения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.
При обведении ступени ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ +АКВАРЕЛЬ
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Нарисованное мелками остается незакрашенным.
АКВАРЕЛЬНЫЕ МЕЛКИ
Материалы: бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелком.
Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя.
При высыхании бумага снова смачивается.
КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.
Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже.
Недостающие детали дорисовываются.
КЛЯКСОГРАФИЯ С ТРУБОЧКОЙ
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку).
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее.
Затем на листке бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным.
После этого сверху накладываем другой лист, прижимает, придерживает рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
РИСУНОК ВЕТРА
Надо набрать немного больше, чем необходимо, краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на них в желаемом направлении. И на глазах подрастают трава, веточка, без помощи кисти расцветает цветок. Листок бумаги поднести ближе к лицу, чтобы струя выдыхаемого воздуха была сильнее, можно дуть через трубочку о коктейля.
ВОДНАЯ ПЕЧАТЬ
На воду наливается краска, а сверху кладется лист бумаги. Отсюда и название «водная печать», так как печатанье происходит прямо с водяной поверхности. Получаемое изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью или золотой или серебряной краской.
Техника граттаж
В переводе с французского означает «процарапывание».
Первым этапом работы является граттажный подмалевок.
Он свободен от четкой графической детализации и предполагает лишь изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение или создающих цветовой образ рисунка в целом.
Второй этап заключается в закреплении, или «вощении» подмалевка, т. е. в создании прозрачного водоотталкивающего слоя. Проще всего натереть рисунок свечой. Это могут сделать сами дошкольники, однако подобное «вощение» не создает полностью непроницаемого, герметичного слоя, и на открытие участка в дальнейшем может затечь краска, снять которую на заключительном этапе невозможно. Лучше детские работы вощить педагогу, используя бесцветную мастику для пола или жидкий расплавленный воск (парафин).
На третьем этапе работы детские рисунки поверх воска или мастики покрывают однородным слоем гуаши. И необязательно черной - в зависимости от игровой ситуации и художественной задачи можно выбрать самые различные оттенки.
Четвертый, заключительный этап работы состоит в снятии, соскабливании поверхностного слоя гуаши острой деревянной, пластмассовой или металлической палочкой. С ее помощью ребенок убирает все лишнее, выстраивая графический образ. Созданный на первом этапе работы подмалевок неожиданно для самого ребенка «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы. Многие дети способны выстраивать графический образ, ориентируясь на случайно открываемые оттенки цветового фона, менять в процессе работы первоначальный образ.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ВИТРАЖА
Витраж происходит от французского «оконное стекло».
Для создания витража сначала необходимо сделать рисунок-набросок на бумаге простым карандашом, затем обвести его фломастером. Лист бумаги должен соответствовать размеру прозрачной пленки. Изображения предметов лучше делать крупными, а детали добавить потом. (в процессе рассказа воспитатель показывает этапы работы).
На выполненный рисунок-набросок сверху накладываем пленку так, чтобы края бумаги совпадали с краями пленки. Бумага и пленка скрепляются со всех сторон. Рисунок через пленку хорошо просматривается.
По линиям контура рисунка выдавливаем из тюбика специальную пасту, которая называется резервом. Нужно немного подождать, чтоб она застыла. Если вы потрогаете высохший на пленке резерв, то почувствуете, что он слегка выступает над поверхностью пленки, создавая тем самым барьер для краски. Линии разреза заменяют те свинцовые полоски, которыми скрепляются стекла настоящего витража.
Теперь осталось сделать стекла цветными. Для этого заполняем специальными витражными красками пространство внутри контурных линий. Чтобы краски не потекли, нужно оставить работы на столе в горизонтальном положении. Когда они подсохнут, можно нарисовать мелкие детали резервом и красками.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ УГЛЕМ, САНГИНОЙ, СОУСОМ
Использование таких графических материалов как уголь, сангина, соус и пастель не только расширяют художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, а главное - придает образам, создаваемым детьми, особую выразительность.
Знакомство с такими материалами рекомендуется начинать в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут правильно держать мелок, регулировать нажим, учитывать в работе некоторые особенности новых материалов (маркость, хрупкость, использовать всю гамму технических приемов.
УГОЛЬ - несложный материал, которым издавна пользуются художники для создания набросков живописных полотен и самостоятельных рисунков. Отличает уголь богатство оттенков черного цвета, глубокая бархатная линия - как раз эти качества угля дети должны увидеть, почувствовать и передать в своих работах. Рисовальный уголь - тонкие древесные палочки или ветки березы, ивы, ольхи, подвергнутые обжигу. Его можно изготовить самим: веточки очищенные от коры, обмазать жидкой глиной, опустить в консервную банку с песком и поместить в печь на два часа. Время это условно - все зависит от толщины веточек. Если уголь недожжен, он будет царапать и рвать поверхность бумаги, если пережжен, будет крошиться, быстро ломаться, его невозможно заточить.
Рисуют углем на плотной зернистой бумаге, так как на тонкой бумаге частички угля не держатся и рисунок быстро осыпается. Готовый рисунок необходимо «закрепить». Для этого его можно опрыскать обычным аэрозольным лаком для волос. При хранении рисунки углем перекладывают бумагой.
С помощью школьного мела - белого и цветного - тонируют бумагу и высветляют отдельные части рисунка (снег, белая мордочка животного, белое платье и т. п.).
САНГИНА - мелки разных оттенков коричневого цвета - изготавливаются на основе глины, пропитанной клеевым составом. Приемы работы сангиной такие же, как при рисовании углем, но она хуже растушевывается. При смачивании дает эффект акварели в коричневых тонах. Особенно интересны пейзажи, выполненные этим графическим материалом. Сангина хорошо сочетается с углем.
Те же приемы рисования можно использовать и при работе СОУСОМ - мелками разных цветов (от белого до почти черного).
ПАСТЕЛЬ - отличается от всех этих материалов многообразием цветов и оттенков, что обусловливает тематику рисунков, ею выполненных. Пастельные тона позволяют изобразить и прозрачность весеннего неба, и свежесть лепестков цветов в букете, и нежный, светлый портрет мамы.
МЕТОД ТЫЧКА
При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисточка - жесткой (предпочтительно из натуральной щетины) и, самое главное, сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-Змм. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листе бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом, друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте, круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.
К этому методу подходит стихотворение:
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком.
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз.
Все получится у нас!
(Рука опирается на локоть. Кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
ГУАШЬ В БАНОЧКАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ГУСТОЙ, НА КИСТОЧКЕ ПРИ РИСОВАНИИ ЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МАЛО, ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОМЫВАНИЯ КИСТОЧКУ СЛЕДУЕТ ТЩАТЕЛЬНО ВЫТЕРЕТЬ
Печать листьями
Вы принесли с прогулки несколько цветов или травинок. Аккуратно уложите каждый цветок, веточку, травинку или листик между газетами. Растения немного подсохли. Осторожно берем растение и уложив на «рабочий» лист бумаги, легкими движениями кисти покрываем его толстым слоем гуашевой краски. Затем растение укладывается покрашенной стороной, вниз на подготовленный для открытки или панно кусок ватмана.
Сверху накладываем лист бумаги и прижимаем его рукой, после чего бумагу осторожно снимаем, а вместе с ней и растение. При необходимости аккуратно покрашиваем непропечатанные места.
ТИСНЕНИЕ
МАТЕРИАЛЫ: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.
Ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
ТЕХНИКА ПЛАСТИЛИНОВОЙ ЖИВОПИСИ И БРЕЛЬЕФА,.
Барельеф - один из видов рельефа, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма. Эта техника способствует всестороннему развитию ребё нка: повышает его сенсорную чувствительность; развивает пространственное мышление, мелкую моторику; координирует движения рук.
Выполнить композицию в такой технике непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребёнок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.
2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.
3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приёмов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое - при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное - для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты, пластилин на этой стадии не наносится.
5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках- технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.
Для декорирования используем различные материалы: стеки, палочки, стержни, спички и т. д.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материалах, ни в инструментах, ни в технике.