Папки-передвижки

Виды межличностных отношений подростков со сверстниками

Лариса Паршикова
Виды межличностных отношений подростков со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Подростковый возраст это - сложный жизненный этап. И как он будет пройден и пережит, накладывает отпечаток на всю жизнь. И не всегда мы можем знать, как наш ребенок ведет себя вне семье, в школе, на улице с другими детьми.

Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Отношения могут проявляться в каких-то процессах общения, взаимодействия, и всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами, но само личное отношение к кому-то не является процессом взаимоотношений, это просто его составная часть. Б. Д. Парыгин считает, что без отношений невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание [3 с. 217].

Публикация «Виды межличностных отношений подростков со сверстниками» размещена в разделах

Любые отношения носят ярко выраженный эмоциональный характер. В подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Я. Л Коломинский различает основные типы межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками[1 с. 135] .

Основные типы межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками :

Первый из них - пассивно-положительное отношение. Дети с этим типом отношения, как правило, решают любые проблемные ситуации в пользу сверстника. Эти решения осуществляются на нейтральном, индифферентном эмоциональном фоне при отсутствии какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа - эгоистического отношения - также характерно отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Но, в отличие от предыдущего случая, все проблемные ситуации решаются в свою пользу.

При конкурентном отношении дети в большинстве случаев решают возникающие во взаимоотношениях проблемные ситуации в свою пользу. Но их решения сопровождаются ярко выраженными эмоциями и сомнениями. Они активно вовлечены в действия сверстника, оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество.

Дети с личностным типом отношения демонстрируют интерес к сверстнику, эмоциональную и практическую вовлеченность в его действия в большинстве ситуаций межличностного взаимодействия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. Иногда они сравнивают и объективно оценивают результаты деятельности (своей и сверстника, но никогда при этом не затрагивают личные качества сверстника.

Последний, неустойчивый тип отношения отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. В одних случаях дети проявляют личностное отношение к сверстнику, в других - конкурентное; иногда они спокойно уступают инициативу сверстнику, иногда после долгих колебаний принимают решение в свою пользу. Но, во всех случаях, они с повышенным интересом наблюдают за действиями товарища и обнаруживают эмоциональную включенность в его активность.

Можно отметить, что в основе любых межличностных отношений лежит потребность в общении, потребность взаимодействовать с другим человеком. Понятие «межличностные отношения» характеризуется в словаре А. В. Петровского, как субъективно переживаемые взаимосвязи между двумя людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний [4 c. 362].

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации, выделяются две тенденции — надежда на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Кроме того, удовлетворению потребности общения может препятствовать такое личностное качество, как застенчивость. Застенчивый человек, часто замыкается в себе, а это нередко ведет к одиночеству. Застенчивость и связанные с нею трудности общения особенно резко проявляются в подростковом возрасте и юности.

Владея информацией о подростковом периоде, родителям можно проследить какой тип отношений выбрал его ребенок, и в силу своего жизненного опыта провести коррекцию.

Приведем пример нашей работы по теме: "Влияние межличностных отношений на самооценку младших подростков.

После того, как были проведены специальные занятия, направленные на развитие межличностных отношений младших подростков в контрольной и экспериментальной группах испытуемых произошли значительные изменения.

По методике диагностики самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, было выявлено, что низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладают 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладают 50%, средним уровнем обладают 31%, высоким уровнем обладали 19%.

По методике «Определение уровня общей самооценки» Казанцевой Г. Н, было выяснено, что после проведения занятий низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладали 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладали 38%, средним уровнем обладали 43%, высоким уровнем обладали 19%.

После проведения занятий в экспериментальной группе произошло увеличение числа детей, обладающих большим количеством положительных выборов, а значит, и расширенным по сравнению с ранее зафиксированными, внутригрупповыми связями. По методу социометрии было выявлено, что после проведения развивающих занятий в экспериментальной группе было «Звезд» - 33%, «Предпочитаемых» - 67%, «Отвергаемых» - не выявлено. В контрольной группе испытуемых было выявлено, что до проведения развивающих занятий существовало «Звезд» - 19%, «Предпочитаемых» - 75%, «Отвергаемых» - 6%.

Это изменение в статусе подростков показывает, что в результате специально организованной работы произошло улучшение положительных отношений между подростками. Самооценка стала значительно выше в экспериментальной группе младших подростков, при этом в контрольной группе она осталась практически на том же сама уровне, на котором была – на среднем. После проведенной экспериментальной работы в экспериментальной группе произошло смещение части членов группы в более высокостатусную, при этом у членов этой группы значительно увеличилась самооценка. В контрольной группе такого распределения не произошло, и показатели самооценки также остались на прежнем уровне.

В экспериментальной группе было выявлено, что у испытуемых адекватное оценивание своих умственных способностей позволяет эффективно распоряжаться своими интеллектуальными ресурсами, черты их характера развиваются исходя из адекватных реакций на внешние воздействия окружающих, а также авторитет у сверстников больше всего связан с адекватным оцениванием своего поведения, статуса и личностных особенностей, что позволяет быть включенным во взаимодействие со сверстниками. Также в экспериментальной группе оценивание своей внешности происходит объективно, и как следствие, испытуемые достаточно объективно оценивают свою привлекательность для других людей. Исходя из этого они строят свое взаимодействие, ожидая определенных реакций от окружающих на свою внешность, в связи с чем они довольно уверены в выполнении своих личных задач, и как следствие, вероятность успешности у них повышается.

В тоже время в контрольной группе было выявлено, что испытуемые не имеют адекватной самооценки, их некритичное отношение к своим умственным возможностям может часто вести к переоценке своих сил, и как следствие к срыву планируемых результатов. В связи с этим самооценка приобретает негативный характер, где существует неадекватное оценивание себя, окружающих, ситуаций, как следствие, строиться неправильное реагирование на внешние воздействия. Также было выявлено, что в контрольной группе испытуемые могут оценивать свой авторитет у сверстников неадекватно, с последующими проблемами в общении, потому что часто могут предъявлять заниженные или завышенные требования к окружающим по поводу своего взаимодействия с ними, что также может в дальнейшем отражаться на самооценке подростка при неудачном стечении обстоятельств, снижая его уверенность.

Таким образом, можно говорить о том, что развивающая работа оказалась успешной, так как были зафиксированы положительные сдвиги в экспериментальной группе, как по уровню самооценки, так и в социометрическом статусе.

Литература:

1. Галигузова Л. Н., – Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии, № 3, - 1996, с. 101

2. Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - Мн. : ТетраСистемс, – 2000. - 432 с.

3. Парыгин Б. Д., Основы социально – психологической теории. – М., – 1971. – с. 235

4. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, – 1990. – 866 с.

5. Райс Ф., Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Издательство «Питер», – 2000 – 544 с.

Публикации по теме:

Адаптация детей в период кризиса трех лет Консультация для родителей Адаптация детей в период кризиса трех лет. Адаптация – это самый сложный период у детей, а в период кризиса.

Сценарий жизниСценарий жизни Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды межличностных отношений подростков со сверстниками
Опубликовано: 30 января 2015 в 14:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды межличностных отношений подростков со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Паршикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД